Ограничения, введённые в отношении российской нефти, «полностью провалились», рассказал аналитик Пол Сэнки в эфире телеканала CNBC. Поставки нефти из России на самом деле не прекратились, их экспорт сохранился на высоком уровне, даже если поставки осуществлялись обходными путями. В связи с этим санкции на нефтепродукты также кажутся сомнительными: по всей видимости, они просто не работают, отметил аналитик.
Евросоюз планирует с воскресенья запретить импорт нефтепродуктов из России, включая дизельное топливо и авиационный керосин. Блок из 27 стран уже запретил закупку и импорт российской сырой нефти по морю с декабря.
Кроме того, страны ЕС вместе со своими союзниками по «Большой семёрке» и Австралией установили потолок цен на российскую нефть, доставляемую по морю, а также запретили использование поставляемых Западом морских страховых, финансовых и других услуг, если они не продаются по цене ниже $60 за баррель. Эти меры стали частью глобальных усилий по ограничению возможностей Москвы по сбору средств для ведения спецоперации на Украине, поясняет телеканал.
Сэнки подчеркнул, что поставки российской нефти на самом деле не прерывались, и «они поддерживали экспорт на высоком уровне». Он также отметил, что, по его данным, саудовцы задаются вопросом, почему российская нефть всё ещё поступает на Запад.
«В связи с этим возникает вопрос о том, что будет с санкциями на продукты, потому что, похоже, они просто не работают», — подчеркнул Пол Сэнки.
Несмотря на то что объём поставок остаётся высоким, цена на российскую смесь нефти Urals упала по сравнению с периодом до начала спецоперации на Украине. Средняя цена на российскую нефть марки Urals в январе этого года составляла $49,48 за баррель, сообщило агентство Reuters. Это ниже предельной цены в $60, установленной ЕС и странами «Большой семёрки», и на 42% ниже, чем в январе прошлого года. Ввести потолок цен на российские нефтепродукты предполагается 5 февраля, однако страны ЕС ещё не договорились о предельной цене, отмечает CNBC.
Критика со стороны Сэнки противоречит недавнему докладу Центра исследований энергетики и чистого воздуха, продолжает телеканал. В докладе независимого финского аналитического центра говорится, что первый месяц действия запрета ЕС на импорт российской нефти по морю и ограничения цен странами «Большой семёрки» стоил Москве примерно €160 млн в день. В докладе также сказано, что эти меры в значительной степени стали причиной падения доходов России от экспорта ископаемого топлива на 17% в последнем месяце 2022 года.
Тем не менее основатель аналитической компании Vanda Insights Вандана Хари заявила, что тоже скептически относится к предстоящим ограничениям на российские нефтепродукты.
«Ограничение цен на сырую нефть было довольно незначительным, — сказала Хари в четверг в эфире телеканала CNBC. — Я думаю, что ограничения на нефтепродукты, которые они планируют, — около 100 долларов [за баррель] для дизельного топлива и чистых продуктов и, возможно, около 45 долларов для грязных видов топлива, таких как мазут, — вероятно, также будут несущественными».
По словам Хари, российская нефть найдёт свой путь на рынки, которые «всё ещё охотно её принимают», — например, в Китай и Индию.
«Китай и Индия в прошлом году получили значительную выгоду от крупных скидок на российскую нефть, и то же самое произойдёт с российскими нефтепродуктами», — отметила Хари. Хотя Москве может быть сложнее найти рынки сбыта для таких продуктов, добавила она.
И Китай, и Индия увеличили закупки российской нефти после начала российской спецоперации на Украине, воспользовавшись снижением цен, напоминает CNBC. По замечанию Сэнки, существует множество различных способов перемещения российской нефти по миру в обход ценовых ограничений.
«Один момент, на который обратили внимание, — это малайзийская нефть. Экспорт этой сырой нефти в Китай составляет 1,5 миллиона баррелей в день, — подчеркнул Сэнки. — Малайзия производит только 400 тысяч баррелей в день. Я не думаю, что это малайзийская нефть. Так что есть много чего, что движется за пределами этих… теоретических пределов».