Уроки неудавшегося госпереворота
Продолжаем международный проект «Привкус цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран предлагают свое видение феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, каким ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси — поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус цветных революций».
Теория виртуальных конструкций
Необходимо четкое представление о ценностях в нашей жизни, их общественное принятие, осознание того, что стоит за заимствованными ценностями. Истинные истоки смуты кроются в духовно-нравственной сфере. В области, которая роднит людей в единую общность, единый народ в противовес процессу, характеризуемому как атомизация общества, когда личные интересы главенствуют над общественными. Сейчас молодежь охвачена игровыми, развлекательными формами восприятия действительности. Данное состояние в обществе итальянский философ Антонио Грамши по-своему понимал и интерпретировал философию марксизма: он называл ее философией практики. Грамши вскрыл тесную связь театра с экономикой, политикой, со всей культурой. Наибольшей властью в таком обществе обладают средства массовой информации, средства массовой коммуникации.
Потому творческое использование социальных сетей и интернет-коммуникаций приобретает решающее значение.
Целесообразно подчеркнуть, что «цветная революция» — это не социальный бунт, не стихийное явление и не политический протест, а технология, позволяющая манипулировать социумом в интересах достижения определенных целей. Как правило, американских или британских. Применительно к Беларуси не стоит заниматься глубокими историческими изысканиями: достаточно вернуться в май 2019 года, когда вышел аналитический доклад корпорации RAND, выполненный по заказу правительства США, под названием Extending Russia. Competing from advantageous ground («Растягивая Россию. Противостояние с выгодных позиций»), где проводился системный анализ вариантов геополитического ответа на действия Российской Федерации в условиях изменяющегося миропорядка.
В результате был сделан вывод о целесообразности сосредоточения усилий в Беларуси, где, по мнению разработчиков, «имеется необходимый протестный потенциал, а создание условий для эскалации внутригосударственной обстановки требует минимальных затрат».
Определив объект воздействия, США и их союзники приступили к фазе реализации задуманного. Со свойственным американцам прагматизмом ставка была сделана на проверенный временем сценарий «цветных революций» и положения теории виртуальных конструкций. Суть последней заключается в передаче индивиду сообщений, инициирующих его деятельность на основе искусственно создаваемых потребностей в ущерб собственным и государственным интересам. Ее инструментарий описан в трудах американского политолога Джина Шарпа и успешно апробирован во многих регионах планеты.
Ставка при этом делалась на вскормленную либеральную интеллигенцию, предпринимателей, деятелей искусства, спортсменов, молодежь. По сути, речь шла о целенаправленном переформатировании за десятилетия общественного сознания и широком использовании для этого виртуальных (цифровых) технологий.
Упор на психологию
Следует отметить, что западные спецслужбы провели глубокий анализ неудавшегося переворота 2010 года и сделали ставку не на деструктивные опозорившиеся политические партии, а на создание индивидуальных образов представителей «народного протеста», массированно использовали достижения психолингвистики и возможности современной медиасреды.
За несколько лет до времени «Ч» в интересах активизации информационного воздействия за рубежом стали создаваться специальные телеграм-каналы, активно применялись потенциал «альтернативных мнений» и возможности сетевых проектов, работающих точно и напрямую. Финансирование «цветной революции» в стране должна была обеспечить сеть разного типа неправительственных международных организаций, фондов, частных структур. К решению данной задачи привлекались также иностранные посольства и консульства, которые решали вопросы перемещения наличных денежных средств.
Под эгидой западных спецслужб в Литве, Польше, Украине были развернуты информационно-аналитические ситуационные центры, в штатах которых состояли политтехнологи, пиарщики, психологи, специалисты IT-сферы.
Как правило, «цветная революция» не предполагает наличия идеологии, а базируется на лозунгах: «надоело», «устали», «пора менять действующую власть», «выступаем за все хорошее против всего плохого» и т. д. В данном контексте белорусские события 2020 года имеют особенность, связанную с наличием на момент их начала нескольких «искусственных» лидеров. При этом все претенденты на власть не были связаны с какими-либо партиями. Ядро протеста составили финансово обеспеченные граждане, считающие себя основными носителями «национальных ценностей» и понимающие о потенциальном уголовном преследовании за их пока не вскрытые деяния. Для них уйти от возможного уголовного преследования в политику — в порядке вещей. В предвыборные штабы альтернативных кандидатов, помимо откровенных популистов, вошли хорошо подготовленные специалисты. Использование внешних ресурсов позволило им достаточно профессионально оценивать внутригосударственный протестный потенциал, социальные процессы и выстроить собственные концепции поведения. Результатом чего явился рост активности белорусских граждан.
Механизм реализации «цветной революции»
Голосование на выборах стало отправной точкой для достижения целей отечественной «цветной революции». Реализуемый алгоритм не отличался особой новизной и предполагал следующие традиционные шаги: активность на избирательных участках, фиксацию «нарушений», альтернативный подсчет голосов; несогласие с результатами; обвинение власти в фальсификациях; организацию провокаций; массированное информационное воздействие на граждан; создание образа всеобщего протеста; обращение к мировому сообществу и непризнание им результатов; вывод сторонников оппозиции на улицы; столкновения с сотрудниками правоохранительных органов; массовые беспорядки; провозглашение оппозиционного лидера победителем; захват власти через «плошчу»; помощь «демократических» стран; переход представителей силовых ведомств на сторону оппонентов власти; легитимацию результатов «народного» выбора; попытку создания сакральной жертвы.
В качестве дополнительного стимула — военная группировка у границ государства и заявление о готовности поддержки «демократических» сил.
После этого интенсивность дипломатического и информационного воздействия со стороны Запада на нашу страну существенно возросла. Так, Евросоюз назвал выборы несвободными и несправедливыми, два дня спустя госсекретарь США М. Помпео призвал к проведению новых выборов. С аналогичным обращением выступили премьер-министры Польши и Чехии, соответствующую резолюцию приняла и Верховная рада Украины. На экстренном саммите глав Евросоюза 19 августа 27 европейских государств объявили о непризнании итогов голосования в нашей стране.
В плане организации и управления протестами и массами собственных сторонников была использована гонконгская схема, подразумевающая задействование спутниковых каналов, радиосвязи и скрытых мессенджеров. В рамках общей стратегии организации государственного переворота оказался востребован венесуэльский сценарий с элементами украинского. Со стороны Запада наблюдалось дальнейшее нарастание масштабов кампании по дестабилизации внутриполитической обстановки в нашей стране.
Стратегия умной толпы
По сути, в Беларуси апробировали новую стратегию информационного противоборства, базирующуюся на положениях технологии умной толпы.
Первую информационную составляющую сценария для белорусской «революции» успешно реализовали. Широкомасштабные пропагандистская и дезинформационные кампании, направленные на разжигание антиправительственных настроений и инициацию массовых протестных выступлений, убедили существенную часть населения в «необходимости революционных перемен». Было сформировано негативное общественное мнение. Этому способствовали просчеты в информационной политике, недооценка властью социологии, ошибки в системе управления и формировании властной вертикали, другие факторы.
Попытки «новых революционеров» перейти к вооруженному восстанию и гражданской войне не удались. Однако имели место факты формирования повстанческих структур, диверсии на коммуникациях, экстремистские проявления, саботаж. Был разрушен психологический барьер, связанный с применением насилия против представителей власти, органов защиты правопорядка. Поддержка руководства Беларуси со стороны Российской Федерации явилась дополнительным фактором, позволившим исключить развитие силового сценария с элементами внешнего воздействия.
Главные выводы
События в Беларуси 2020 года нельзя рассматривать вне геополитических процессов, происходящих в мире. Они являются следствием формирования новых центров силы и трансформации «традиционного» мироустройства с главенством США. Геополитические конкуренты перешли к новому этапу противостояния, задействовав практически все имеющиеся ресурсы, что мы и увидели из последующих событий.
К сожалению, государственная система в Беларуси была не в полной мере готова к столь массированному деструктивному воздействию, а в обществе было сформировано расслабленное состояние, целенаправленно сформирована «пятая колонна», проникшая в различные институты, в том числе властные. Что сейчас необходимо четко пресекать в зародыше.
Крайне низко использовались возможности социальных институтов и исследовательских структур, практически не использовалось аналитическое сопровождение. Как следствие, инициативу отдали оппонентам, которые заполонили информационное пространство результатами «независимых» социологических опросов, «аналитическими оценками» электоральных предпочтений граждан, фейковой информацией деструктивной направленности. А «своих» практически не было. В рядах протестующих значительный процент составила молодежь, представители IT-сферы, творческой интеллигенции, медики, предприниматели, некоторые педагоги. Было достигнуто реальное расслоение общества и переформатирование сознания его существенной части.
Беларусь выстояла в 2020 году, однако технология государственного переворота через механизм «цветной революции» продолжает совершенствоваться и развиваться. И против нас не будут применяться проверенные схемы. Агонизирование и формирование многополярного мира заставляют активизироваться весь западный мир и США, которые не оставляют надежды на сохранение собственного доминирования. Нынешняя санкционная и информационная война постепенно переходит в военную фазу. Это должно привести, по мнению Запада, к ухудшению уровня жизни, обострению внутриполитической ситуации, истощению ресурсов, распаду России и краху ее союзников. Но происходит обратное, вопреки их прогнозам.
Практическим шагом по реализации данных планов явился брифинг, проведенный комиссией ОБСЕ в конгрессе США 23 июня 2022 года под названием «Деколонизация России: нравственный и стратегический императив», в рамках которого обсуждались реальные меры по развалу страны за счет эскалации внутреннего протестного потенциала.
Не вызывает сомнения, что нас еще не раз будут «пробовать на зуб», поскольку США не готовы проигрывать, а главное — терять деньги, вложенные в кровавый многолетний бизнес по «демократизации» для продвижения на Россию. Обеспечение национальной безопасности требует консолидации усилий всех здоровых сил государства, адаптации функционала общественных институтов к современным реалиям и принятия гибких мер, адекватных развитию обстановки.
Николай БУЗИН, доктор военных наук, профессор.