Драйверы нашего роста
Александр Лукашенко во вторник провел совещание о состоянии и развитии минерально-сырьевой базы нашей страны и назвал три драйвера роста белорусской экономики, которые позволят развиваться дальше. Речь об эффективности, импортозамещении и экспорте. В эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» политолог Вадим Боровик говорит о том, почему на эти критерии в нынешних реалиях нужно обратить особое внимание.
— В условиях, когда против нас введены серьезные санкции, мы должны работать с троекратной эффективностью, — отмечает эксперт. — Что такое эффективность? Это снижение себестоимости, повышение добавленной стоимости, качества продукции. Изначально мы должны произвести то, что у нас действительно купят. Ведь новая продукция — это новые производственные мощности, которые нужно загрузить, это подготовка специалистов, а кроме того, это гарантийное обслуживание.
Эффективность, говорит Вадим Боровик, — это в том числе и бережливость. Политолог цитирует Президента, который на совещании заявил о том, что если бы Беларусь имела 5 миллионов тонн нефти, а не около двух, то «богатым были бы государством». Гость ток-шоу «Будни» в этом контексте обращает внимание на необходимость хозяйского подхода:
— Если мы будем грамотно использовать электроэнергию, мы нефть и газ еще и сэкономить сможем. И в этом вопросе нужно, например, вести работу с населением по поводу отопления в домохозяйствах. Не надо тебе 27 градусов тепла дома в лютые морозы! Кроме того, средняя площадь дома в Германии — 100—150 квадратных метров. И у нас люди, которые попроще, так и строятся. А некоторые же вымахают домины по 400—500 метров, так еще и дома отапливают, по сути, «на халяву». Надо думать обо всей стране. Ведь за газ, который население получает по невысоким ценам, платит в том числе и государство. Дотирует, чтобы в нашей стране была социально-политическая стабильность. Чтобы бабушка не замерзла, чтобы наши предприятия были конкурентоспособными.
К вопросам эффективности Вадим Боровик относит в том числе и способность реагировать на конъюнктуру рынка. Что касается импортозамещения, политолог первым делом предлагает обратить внимание на пример «БЕЛДЖИ»:
— Да, локализация сегодня не такая большая, но автомобиль по продажам занял 10-е место на российском рынке. Будут наши шины? Это еще, образно говоря, 5 процентов к локализации. Штамповку начнем делать каких-то деталей — дополнительные проценты. В итоге мы можем выйти на 50—60 процентов. А это уже мировой уровень. Ни один автопроизводитель в мире стопроцентную локализацию не делает. Это бессмысленно. В любом случае, отдельные комплектующие нужно заказывать. Те же микрочипы и микросхемы.
Высказанная Главой государства позиция, заключает Вадим Боровик, направлена на укрепление экономического суверенитета:
— А сильная работающая экономика позволит нам отстаивать свои интересы на внешнем контуре и не допустить, в том числе, эскалации конфликта: поддерживать боеспособными Вооруженные Силы, иметь твердую позицию в диалоге с нашими партнерами. Почему Глава государства обратил внимание на экспорт? То, что мы производим, сами потребить не в состоянии. Наш внутренний рынок — сравнительно небольшой. Наша экономика вся заточена на экспорт. Мы должны продавать, иначе мы не будем иметь валютной выручки, чтобы купить те же энергоносители. А ведь энергоресурсы — это значительная составляющая себестоимости продукции. Именно поэтому, к слову, Президент и говорит о том, что мы должны пытаться найти в наших недрах еще большее количество полезных ископаемых.