Решает народ
Голосование на выборах — реальная возможность проявить гражданскую позицию и прямо повлиять на судьбу страны и своего региона
Александр Лукашенко:
— Больше скажу: и делегатов ВНС, и представителей в местные Советы, в Парламент выбирать будет белорусский народ и только он, а не какие-то мифические наблюдатели от ОБСЕ… Такого масштабного избирательного процесса у нас еще не было. Подготовку к нему мы уже начали. Обновили избирательное законодательство. Определили правовые рамки деятельности гражданского общества и партий.
31 марта 2023 года, во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию.
Процесс пошел
До выборов 2024 года осталось меньше четырех месяцев. Прямо сейчас во всех регионах идет формирование избирательных комиссий — 1394 окружные и территориальные, около 5,5 тысячи участковых. В работе комиссий будет задействовано около 70 тысяч человек. Страна готовится к большому политическому событию.
— Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой во всех электоральных кампаниях выступал площадкой, где работала участковая избирательная комиссия. Выборы 2024 года не станут исключением, — рассказывает старший преподаватель кафедры современных технологий образования взрослых Института повышения квалификации и переподготовки ПГУ имени Евфросинии Полоцкой Наталья Харлашова.— Мне не раз поступало предложение войти в состав комиссии — всегда принимала его и включалась в работу. Потому что я патриот своей Родины! Выборы мы проводим не для кого-то, а для себя, своей страны.
На днях в университете стартовал информационно-правовой проект для молодежи «Коротко о главном». Преподаватели юридического факультета рассказывают студентам о новациях Избирательного кодекса, правилах единого дня голосования, сути и механизмах выборов в нашей стране.
— На базе Института повышения квалификации и переподготовки один из последних запущенных курсов посвящен общественно-политической и воспитательно-информационной деятельности в современных условиях. В учебном плане для слушателей расширили блок вопросов по предстоящей электоральной кампании, подробно рассматриваем порядок выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей и местные Советы депутатов. И это не говоря о диалоговых площадках и открытых встречах, которых в преддверии выборов становится все больше. Делаем серьезный упор на политическом просвещении для всех категорий, — подчеркивает Наталья Харлашова.
Пример ПГУ имени Евфросинии Полоцкой лишь маленькая часть огромного процесса, который набирает силу. Параллельно с организаторами готовятся к выборам и те, кто собрался выдвигаться в кандидаты в депутаты, волонтеры, наблюдатели. Но главный герой на выборах — конечно, народ. Именно он решит, кого наделить полномочиями принимать важные для страны решения на ближайшие пять лет.
Новые правила и старые традиции
Эта электоральная кампания станет особенной, потому что пройдет по новым правилам.
— Совершенствование избирательного процесса идет постоянно. Это зависит как от внутренней повестки, так и от внешних факторов. Однако к нынешним новациям приковано особое внимание, — говорит начальник Центра по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Андрей Беляков. — Изменения и дополнения Конституции в 2022 году повлекли за собой существенные корректировки в ряде законодательных актов. Избирательный кодекс не исключение.
Самое важное — выборы впервые пройдут в единый день голосования. Что это значит для избирателя? Придя на участок 25 февраля, он может получить несколько бюллетеней для голосования. В столице, например, будет два: по выборам депутатов Минского городского Совета депутатов и Палаты представителей. А избирателю на селе вручат одновременно четыре: необходимо будет проголосовать за кандидатов в депутаты сельского или поселкового Совета, а также районного Совета депутатов, областного Совета депутатов и Палаты представителей.
— Практика единого дня голосования распространена во всем мире. Это продиктовано элементарным прагматизмом, то есть экономией средств и времени, рациональным подходом к организации. Есть в этом и стремление сделать избирательный процесс проще и понятнее для граждан. Объединяя электоральные кампании, мы даем возможность населению сразу проголосовать за кандидатов в депутаты всех уровней, не рассеивая внимания, — подчеркивает Андрей Беляков. — В то же время мы создаем условия для повышения интереса к самой избирательной гонке. Парламентские выборы в нашей стране, как правило, более яркие с точки зрения агитационной работы, привлекают большее внимание в обществе. Единый день голосования для кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — это еще и отличная возможность перенять опыт у своих коллег, которые идут на выборы более высокого уровня.
По новому законодательству введен запрет на фото- и видеосъемку заполненных бюллетеней. Для чего?
— Тайна волеизъявления на выборах — принцип, который закреплен в Конституции, — говорит эксперт. — Во многих странах, например в Израиле, Великобритании, Таиланде, Индии, Польше, существует запрет не только на фотографирование бюллетеня, но и на любую фото- и видеосъемку на участке для голосования. И это объяснимо: любая съемка гражданина и последующая публикация фотографий в интернет-пространстве могут иметь вполне серьезные последствия, в том числе с точки зрения безопасности объекта съемки.
Андрей Беляков обращает внимание, что в Беларуси в этом отношении далеко не самые строгие требования. Так, в отдельных штатах США избиратели и вовсе оставляют телефоны за пределами участков. Нарушители рискуют попасть на многотысячные штрафы и даже угодить в тюрьму на несколько лет.
— Беларусь совершенствует свое избирательное законодательство, в том числе и с точки зрения соответствия нормам международного права, а также опыта других стран. Можно сказать, что мы идем в ногу с мировыми трендами. В то же время у нас есть собственные традиции и особенности. Так, выборы для наших людей всегда были и остаются праздником, что хорошо ощущается по атмосфере на избирательных участках. Основной день голосования еще с советских времен приходится на воскресенье, — рассказывает Андрей Беляков.
Незыблемый принцип для нас — свобода волеизъявления. Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
— При этом, к примеру, в Бельгии за первую неявку штраф 50 евро, за вторую и последующие — 125. Четыре раза не пришел голосовать — лишают активного избирательного права и возможности занимать государственные должности. В Египте и Турции за неявку на выборы могут посадить в тюрьму, — делится собеседник.
Ставку в нашей стране в плане повышения активности избирателей делают на необходимость повышения политической грамотности и культуры населения, информационную работу.
— Штрафные санкции — это позиция кнута, которая зачастую ведет к несознательному голосованию, — убежден Андрей Беляков.
Работать на объединение
Избирательный процесс — неотъемлемая составляющая демократии. Чем больше населения в нем участвует, тем более объективные результаты получаются, считает Андрей Беляков:
— Причем не только в качестве избирателя. Можно быть национальным наблюдателем, членом избирательной комиссии, волонтером. Можно и нужно пробовать свои силы в качестве кандидата в депутаты. Если говорим про местные Советы, то участие в выборах разрешено с 18 лет. В Палату представителей — с 21 года.
По обновленному законодательству введены дополнительные требования к кандидатам в депутаты Палаты представителей, местного Совета депутатов, члены Совета Республики, делегаты ВНС. Так, им запрещается иметь гражданство другого государства и документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
— В первую очередь это вопрос обеспечения национальной безопасности. Если человек готов работать на созидание, на благо страны, помогать людям в решении конкретных проблем, то для него созданы все условия. Если тебя изберут и ты станешь депутатом — доказывай свою состоятельность честным трудом, — говорит Андрей Беляков.
Оживить предвыборную гонку должны четыре политические партии.
— На встрече с партийными лидерами Президент четко определил критерии и требования к партиям. Они должны работать на объединение общества, конкурировать нужно не с государством, а между собой в стремлениях и проектах, направленных на развитие страны, — отмечает эксперт.
Получится у партий оправдать возложенные на них надежды или нет? Покажет время. Но не стоит забывать о том, что в Беларуси мажоритарная избирательная система. Кандидаты от партий включаются в борьбу на общих основаниях с остальными беспартийными кандидатами. Кто наберет больше голосов избирателей в своем округе, тот и получит место в Палате представителей или местных Советах.
Доверие в основе
Право избирать имеют все граждане Беларуси старше 18 лет.
— Беларусь — социальное государство. Здесь депутат любого уровня обязан работать для людей. Прямые линии, приемы граждан, диалоговые площадки и единые дни информирования — все это позволяет говорить о том, что мы следуем принципу «государство для народа», — подчеркивает Андрей Беляков.
При этом важно понимать, что, к примеру, депутаты местных Советов в силах повлиять на решение многих вопросов, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Благоустройство и ремонт дорог, социальная политика и здравоохранение, развитие инфраструктуры в каждом отдельно взятом регионе, городе или селе зависят в том числе от этих людей. По сути, когда человек на выборах отдает свой голос за того или иного кандидата, он четко знает, с кого потом спрашивать.
— Депутаты — люди, облеченные властью. Но кто им ее дал? Избиратели, которые им доверились и которые вправе спрашивать за результаты их труда, — заключает эксперт.
Безопасность как обязательное условие
Предотвращение иностранного вмешательства в выборы вышло на первый план во многих странах в 2023 году, говорит аналитик Белорусского института стратегических исследований Анатолий Бояшов:
— Попытки повлиять на подготовку, проведение или итоги электоральных кампаний всегда преследуют одну цель — стравливание социальных групп друг с другом в ходе бунта. При этом формы вмешательства в избирательные процессы становятся все изощреннее. Если раньше недоброжелатели двигали свои партии, то сегодня стараются продвигать свои избирательные комиссии или своих наблюдателей. А инструментами воздействия становятся срыв настоящих выборов и непризнание итогов, давление на членов избирательных комиссий, обучение организаторов выборов стандартам других стран, создание альтернативных выборов в интернете.
Из-за этого в мире повсеместно ограничивается участие иностранных организаций в национальных электоральных процессах.
— Ограничения вводятся путем создания реестров, специализированных аналитических центров, национальных хранилищ личных данных, — подчеркивает Анатолий Бояшов. — Так, в Венгрии на стадии принятия закон «О защите национального суверенитета», который введет уголовное наказание сроком до трех лет за использование иностранного финансирования в ходе выборов. В России иностранные агенты, несмотря на наличие пассивного избирательного права, не вправе быть членами избирательных комиссий, наблюдателями, не могут финансировать избирательные фонды кандидатов и партии.
Беларусь не исключение: у нас запрещено финансирование политических партий из-за рубежа. Если такое случится, по решению Верховного Суда ее деятельность ликвидируется.
Столь пристальное внимание к вопросам электоральной безопасности, по словам политолога, связано с тремя вещами: неспокойной обстановкой в мире, политизацией цифрового пространства, космополитизацией электората.
— Растет доля политтехнологий в проецировании военной силы. По экспертным оценкам, сегодня лишь 20 % всех мер, используемых для достижения военных целей, являются военными. Каждый из 65 крупных конфликтов в мире так или иначе связан с избирательными кампаниями. Так сложилось исторически, когда путем выборов государство-гегемон или корпоративный игрок приводил к власти нужную партию. Подобные ситуации мы имеем и сейчас, когда выборы в одной стране используются либо для дестабилизации ситуации, либо для противодействия региональной интеграции, либо для обострения двусторонних отношений с соседями, — делится Анатолий Бояшов.
Развитие технологий привело к политизации цифрового вмешательства. Распространенным стало воздействие на выбор избирателя путем сбора личных данных.
— Это позволяет влиять на нужных людей контекстной рекламой, фильтрацией поисковых запросов, цифровым продвижением блогеров, рекламой в социальных сетях. Классическим стал метод организации альтернативной электоральной инфраструктуры в цифровом пространстве с целью имитации деятельности государственных органов, — приводит примеры эксперт. — Это приводит к снижению доверия к избирательной системе.
Вместе с тем у борьбы с иностранным вмешательством есть обратная сторона: когда дискуссия о вмешательстве превращается в систему координат внутренней повестки.
— Это смещает фокус с внутреннего развития на внешние силы, — замечает Анатолий Бояшов. — Стоит подчеркнуть, что Беларусь уже учла этот вызов в полном объеме. Сейчас предпосылки для вмешательства устранены: конкурентная для конструктивных сил среда создана на всех уровнях. Кто из кандидатов в депутаты воспользуется этими условиями, покажет время.