“Мировой опыт показывает, что начало трудовой деятельности сопряжено для молодежи со значительными трудностями и рисками, так как работодатели, как известно, предпочитают нанимать опытных специалистов. При этом в нашей стране выпускникам учреждений образования предоставление первого рабочего места гарантируется государством. Для обеспечения заинтересованности работодателей в найме на работу именно выпускников, установлен срок обязательной работы, в течение которого государством предусмотрены меры дополнительной поддержки. Это повышает уровень социальной защиты молодого специалиста, рабочего либо служащего”, – сказал Сергей Пищов.
Среди мер поддержки представитель Министерства образования назвал запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора при приеме на работу.
“Для молодых специалистов не назначается испытательный срок, также выплачивается денежная помощь в размере стипендии, предоставляется отдых после окончания обучения продолжительностью 31 день, а для педагогических работников – 45. Также ограничены возможности нанимателя по увольнению, переводу на другую работу, не связанную с полученной специальностью. Есть ряд других преференций, которые позволяют закрепиться молодым специалистам на первом месте работы, продолжать свою трудовую деятельность и профессионально развиваться. Есть различные льготы при постановке на очередь нуждающихся для улучшения жилищных условий, молодые специалисты имеют право на первоочередное право на предоставление арендного жилья либо на денежную компенсацию за найм жилого помещения”, – констатировал начальник главного управления.
Сергей Пищов отметил, что в последние годы возрос интерес к направлению на первое место работы у выпускников-платников.
“С учетом значимости подготовки высококвалифицированных кадров для нашей экономики, а также с целью обеспечения гарантированного первого рабочего места в настоящее время Министерство образования прорабатывает нормативное закрепление в подходах как раз таки по направлению на первое место работы выпускников платной формы обучения. Такая практика не является новой, на протяжении ряда лет такой опыт имеется у выпускников медицинских университетов, которые помимо основного обучения проходят интернатуру для того, чтобы получить определенные практические навыки и дополнительные профессиональные компетенции для успешного дальнейшего трудоустройства и получения своей профессии. Направление на первое место работы выпускников сегодня необходимо рассматривать как практико-ориентированное продолжение обучения, но уже на рабочем месте. Это позволяет обеспечить успешное вхождение в профессию, приобретение практических и профессиональных компетенций и навыков. Предполагаем, что оптимальный срок для решения данной задачи – не менее двух лет с использованием института наставничества, т.е. с привлечением опытных работников. С учетом социальных гарантий, которые имеет молодой специалист, Министерство образования совместно с заинтересованными проводит в настоящее время работу по обеспечению всех выпускников как бюджетной, так и платной формы обучения первым рабочим местом”, – проинформировал он.
Эксперт добавил, что важным принципом вносимых изменений является широкое информирование всех заинтересованных и вступления их в силу только после принятия.
“Предлагаемые новации не коснутся тех, кто обучается по действующему законодательству. Хочу подчеркнуть, что равные возможности должны быть у всех выпускников нашей страны, как бюджетной, так и платной формы обучения”, – заключил Сергей Пищов.