Каким стало школьное питание в новом учебном году, что за блюда предпочитают учащиеся, и почему отдельный их вид не пришёлся ученикам по вкусу – об этом мы узнали у директора ГУО «Средняя школа №2 г.Славгорода» Леонида Кочанова.
Бесплатное питание в белорусских школах было введено еще в конце 1990-х годов – сперва в чернобыльских регионах, а затем и по всей стране. Сегодня наши дети продолжают питаться в школах бесплатно. На эти цели государство расходует немало бюджетных средств.
И ставка в этом важном вопросе делается на то, чтобы питание наших детей было сбалансированным, разнообразным, а главное – вкусным и полезным, чтобы количество еды, которое приходится выбрасывать после завтраков и обедов, существенно сократилось.
С начала учебного года школы страны перешли на другое меню.
Больше месяца «по-новому» питаются и учащиеся второй городской школы. На минувшей неделе её директор Леонид Кочанов пригласил родителей учащихся на обед в школьную столовую, чтобы они своими глазами посмотрели, как организован процесс питания, чем кормят детей, продегустировали качество приготовленной пищи, ознакомились с меню, а также в совместном диалоге попытались докопаться до истины важной проблемы: почему при таком разнообразии блюд, которые готовятся по-домашнему вкусно, дети по-прежнему оставляют еду на тарелках.
В школьную столовую родители пришли незадолго до звонка. Столы для школьников уже были накрыты. В этот день в меню были: картофельный суп, гречневая каша, жареная рыба, овощной салат, компот, на десерт – глазированные сырки и бананы. Все это выглядело более чем аппетитно.
– Это даже к лучшему, что сегодня в меню рыба, – рассуждали родители, – посмотрим, как дети её кушают.
Через несколько минут прозвенел звонок, и ребятня потоком хлынула в столовую. Усевшись по местам, приступили к приёму пищи. Мы наблюдали. Были, конечно, дети, которые с удовольствием съели рыбу с хрустящей корочкой, но у большинства она так и осталась лежать на тарелках не тронутой.
Я поинтересовалась у некоторых ребят:
– Почему не кушаешь рыбу? Хотя бы попробуй, вдруг понравится!.
– Я рыбу не ем, даже дома, – таких ответов я услышала немало.
Выходит, что в некоторых семьях детей не приучили к таким пищевым привычкам. В частности, к употреблению рыбной продукции. А ведь в ней содержится много легкоусваиваимого белка, с которым хорошо справляется детский желудок. Я уже не говорю о содержании в рыбе важных витаминов, без которых невозможно полноценное развитие костей и щитовидной железы. Очевидно, что если дома дети не едят этот продукт, то и в школе не станут этого делать.
Гречневая каша тоже «зашла» не всем. Родителям предоставили возможность попробовать приготовленные блюда. Все без исключения подтвердили: очень вкусно! При этом согласились, что приучать детей правильно питаться и кушать здоровую пищу необходимо дома, не скрывая, что и в их семьях имеет место такой «пробел».
Пользуясь возможностью, некоторые мамы попросили у шеф-повара рецепты некоторых школьных блюд, которые их дети просто обожают и просят приготовить «как в школе»: котлеты из птицы, запеканки, пудинги, сырники и другие.
– Даже у меня дома эти блюда не получаются такими, как в школе, – отвечает шеф-повар Наталья Садоменко. Дело здесь не только в рецептуре, но и в оборудовании, на котором готовят повара. Те же котлеты мы дома сначала обжариваем, потом дотушиваем, а в школьной столовой повара готовят их на пару. Потому и получаются они такими воздушными и вкусными. Их наши учащиеся сразу съедают.
Позже в кабинете директора приглашенные родители обменялись мнениями, поделились своим видением проблемы: почему дети не все кушают.
– С этого учебного года питание в школах стало одноразовым, за исключением групп продленного дня. Было разработано новое меню. Сентябрь для нас стал пробным месяцем, чтобы посмотреть, как мы выполняем доведенные нормы питания, и пришлись ли по вкусу нашим детям новые блюда, – ввел в курс дела Леонид Михайлович. – По прошествии месяца мы видим, какие блюда дети «не жалуют». Это рыбные, блюда из субпродуктов, некоторые виды салатов, чай с медом и другое не всем нравится. Одна из причин – дети избалованы другими видами продуктов, отдавая предпочтение фастфудам и вредной еде. Есть еще одна – у многих школьников имеются карманные деньги, на которые они в ближайшем магазине приобретают чипсы, конфеты, сухарики и прочую так называемую «вреднятину». Кто-то приносит в школу «ссобойки». Обо всем этом мы судим по тем обёрткам и фантикам, которые уже после первого урока лежат на подоконниках, партах. Есть блюда, которые дети едят с большим удовольствием: драники, картофельные дольки, двухслойные запеканки, соки, фрукты. Также добавили в рацион зефир, натуральные йогурты, предназначенные для детского питания. Снизили количество соли и сахара в блюдах. Однако, несмотря на такое разнообразие, дети не всегда остаются довольны обедом. И мы это видим по пищевым отходам в столовой. Заменить ту же рыбу в меню мы вправе только на другое блюдо из рыбы. Например, жареную рыбу на рыбную котлету. Но, опять же, не каждый и ее станет есть. Школа – это не кафе. Мы обязаны соблюдать стандарты здорового питания. Заставить детей – конечно, не получится, да мы и не стараемся. Можно уговорить или где-то поменять подачу блюд. К примеру, если салат выложен на тарелке «с горкой», дети могут его не есть. А когда он разложен на несколько тарелок – уже другое дело. Далее, подав первое блюдо, надо дать детям возможность его попробовать и только потом подавать второе. Ну и, конечно же, важна дисциплина за столом – не вставать, пока последний не поест. Бывает, что ребенок еще и доел бы свою порцию, но, повинуясь большинству, встает и уходит. И еще добавлю, что расчет нормы закладки продуктов на блюдо производит компьютерная программа, тем самым увеличивая контроль за их расходованием и исключая факты воровства.
Родители не скрывали, что детей сегодня в плане еды непросто чем-то удивить. Даже в одной семье сложно бывает накормить двоих детей, потому что у них разные предпочтения. Тогда приходится заставлять кушать то или иное блюдо, объяснять пользу полезных продуктов. Что уж тут про школу говорить.
Ни одного отрицательного аргумента в адрес администрации школы от родителей не прозвучало, помимо озабоченности количеством пищевых отходов по отдельным видам блюд.
Леонид Михайлович заверил, что в ближайшее время этот проблемный вопрос будет вынесен и рассмотрен на совещании с участием представителей санитарной службы района, чтобы совместными усилиями найти наиболее оптимальный путь ее решения.