17-11-2021 г. Гомель. Научно-технический центр комбайностроения ОАО "Гомсельмаш". Разработка беспилотной техники. Самоходный зерноуборочный комбайн GH810 (КЗС-3321). Промышленность, НТЦК, сельское хозяйство, наука, разработки. Фото Александра Кулевского

Современная техника — сельскохозяйственная, автомобильная, специальная — постепенно превращается в аппаратно-программный комплекс. Полностью беспилотные технологии еще не вошли в широкий обиход, но техника уже управляется электронными системами. Хотя и с участием человека, но его влияние на рабочие процессы минимизируется. Так исторически сложилось, что белорусские машиностроители использовали если не все, то большинство электронных блоков управления импортного производства. Отечественные изделия тоже присутствуют, но они базируются на зарубежной элементной базе. С началом санкционных историй микроэлектроника стала самым слабым местом и белорусского, и российского машиностроения. Конечно, мир большой. И по тем или иным каналам всегда можно найти аналоги. Но принципиально проблему технологической независимости такое импортозамещение не решает. Сейчас между нашей отраслью микроэлектроники и машиностроительным комплексом активно формируются точки взаимного интереса, которые в итоге должны сложиться в четкий вектор стратегического сотрудничества. О возможностях, перспективах и сложностях импортозамещения электронных комплектующих в оте­чественной технике рассказал первый заместитель маркетинг-центра ОАО «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» Андрей Калошкин.

Время новых возможностей

— На самом деле глобального рынка технологий никогда не было, — говорит эксперт. — Технологиями никто не спешит делиться. Но был доступен достаточно широкий спектр готовых решений по относительно невысоким ценам. Этим пользовались, поэтому и приобретали электронные системы у крупных международных производителей, которые за счет масштаба могли обеспечить приемлемую цену. Отечественным производителям было достаточно тяжело зайти и на белорусские, и на российские предприятия по объективным, чисто экономическим причинам. Зарубежные поставщики могли сделать более выгодные предложения.

Сегодня из-за санкций поставки, например, тех же микроконтроллеров в Беларусь и Россию ограничены. Можно найти альтернативные варианты. Но удлиняются логистические цепочки, появляются дополнительные компании-звенья, каждый закладывает свою маржу и риски, поэтому стоимость электронных блоков для наших потребителей значительно выросла, а скорость поставок снизилась. И взаимодействие с отечественными производителями стало намного привлекательнее для союзных машиностроителей.

Но электроника — сложный продукт. Поэтому, как объясняет Андрей Калошкин, быстрым процесс замещения быть не может по определению. В любых электронных блоках, кроме микросхем, есть множество других активных и пассивных компонентов — диодов, транзисторов, резисторов, конденсаторов и других. Многие из них компания не производит. По этой причине полностью от импортной составляющей уйти не получится. Другой вопрос, что эти элементы более доступны даже в условиях санкций и других ограничений.

Чтобы разработать аналог импортного электронного блока, нужно до шести месяцев на его проектирование и разработку. В зависимости от сложности изделия и количества необходимых операций потребуется от полугода для освоения производства нового изделия. Затем готовый блок должен пройти процедуры сертификации и испытаний в составе готового изделия — техники.

Машиностроители — консерваторы, они не отступают от принятой методологии, утверждает Андрей Калошкин. Но добавляет, что такая позиция обоснованна:

производители техники должны гарантировать потребителям отличное качество и максимальную безопасность. Хотя на рынке, в том числе и российском, образовались дыры после ухода западных производителей, но конкуренция с поставщиками из дружественных стран существует.

По словам эксперта, от начала НИОКР до запуска изделия в серию проходит около двух лет.

С выходом на стратегическое партнерство

У предприятия есть достаточно успешный опыт сотрудничества с машиностроительным комплексом. Еще до событий февраля 2022 года реализовывалась союзная программа в области автоэлектроники. Компания разрабатывала микросхемы и готовые блоки интеллектуального управления автомобильными системами. Так были реализованы блоки управления вентилятором отопительного оборудования кабины, аудиосистемой, блоки прерывателя стеклоочистителя, прерывателя указателя поворотов, система контроля доступа к автотранспортному средству. Эти изделия поставлялись и поставляются на белорусские и российские машиностроительные предприятия.

— В современной технике постоянно увеличивается количество различных периферийных устройств, — рассказывает Андрей Калошкин. — Сейчас каждая из них управляется центральным блоком. Но получает развитие направление распределенных систем управления, основанных на информационных технологиях. Мы этой тематикой сейчас плотно занимаемся.

ОАО «Цветотрон», входящее в холдинг «ИНТЕГРАЛ», выпускает бортовые компьютеры и блоки управления для комбайнов. Все процессы — скорость обмолота, учет зерна и многие другие — контролируются с рабочего места комбайнера.

— Тема отработана, освоено уже четвертое поколение таких изделий, — обращает внимание Андрей Калошкин. — В перспективе нужно выходить на беспилотное управление техникой. Пока есть только опытный образец, но такая идея реализуема.

Эксперт признается: пока машиностроители не упали в объятия компании. Но происходит активный поиск точек соприкосновения с выходом на стратегическое партнерство. Ряд изделий осваивается для ОАО «МАЗ», ОАО «БЕЛАЗ» и других. Вырабатываются алгоритмы взаимодействия с российскими партнерами. Представитель «Интеграла» акцентирует: РФ не просто ключевой, а можно сказать, единственный партнер в области микроэлектроники. Сегодня эта отрасль является определяющим фактором в глобальной конкуренции. Объемы мирового рынка микрочипов превышают 600 миллиардов долларов и уже обогнали обороты нефтегазовой отрасли. И даже дружественные страны не спешат делиться своими передовыми разработками, тем более в условиях рестрикций. Очевидно, что в этой области Беларуси и России в первую очередь необходимо ориентироваться на собственные силы.

В ближайших планах — модернизация основного производства компонентной базы, а также развитие сборочных производств готовых изделий. Как сообщил Андрей Калошкин, на одном из филиалов холдинга возводится цех площадью свыше тысячи квадратных метров. Закупается производительное, автоматизированное оборудование. Параллельно на предприятии формируются соответствующие компетенции. Если таковые для выпуска элементной базы есть, то инженеров-проектировщиков электронных устройств пока не хватает. Сейчас активно ищут специалистов. Как отметил собеседник, одно из перспективных направлений — расширение компетенций и освоение производства датчиков. Эти изделия все больше востребованы, учитывая развитие различных беспилотных систем.

В целом, резюмировал Андрей Калошкин, изделия автомобильной электроники являются сложными и налагают на производителей большую ответственность в части безопасности. Такую продукцию на коленке не сделаешь. Но процесс замещения уже запущен. И есть уверенность, что сформируются принципы стратегического сотрудничества и с белорусским, и с российским машиностроительным комплексом.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *