Правительственная делегация во главе с Премьер‑министром Романом Головченко прибыла в Армению на встречу глав правительств Евразийского экономического союза. В повестке — приоритеты дальнейшего развития стран «пятерки». О взаимодействии государств в рамках ЕАЭС и перспективах союза в эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» рассуждает декан факультета журналистики Белорусского государственного университета политолог Алексей Беляев.
— Евразийский экономический союз появился не сегодня. Мы развиваем его более 20 лет. ЕАЭС — это объединение, которое имеет давнюю историю, — отмечает эксперт. — Все члены Евразийского экономического союза, а их сегодня пять (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия), демонстрируют, что в сложных условиях внешнего давления и определенных внутренних моментов (в каждой стране ведь своя политика, особенно стала выделяться политика национальных интересов, когда после распада СССР государства старались строить свои национальные модели политического и экономического развития) страны с очень разным политическим устройством и экономическим потенциалом всегда могут находить общие интересы. Это очень важно для государств, которые находятся в одном регионе. Одно дело дружить с Южной Африкой или Бразилией, которые расположены на других континентах, и другое — со странами, у которых есть общие исторические корни и множество личных связей с сохранившимися элементами бывшей единой советской экономики.
Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года состоят из общих положений и перечня более чем 300 мер и механизмов, сгруппированных по направлениям деятельности ЕАЭС в 11 системных блоков. Алексей Беляев считает, что настало время сверить часы и посмотреть, что сегодня сделано или не сделано в части программ интеграций:
— Ранее было заявлено о том, что можно ускорить эти процессы. Мы уже говорили, что 2023 — 2024 годы могли бы стать периодом, когда мы уже создали бы единый энергетический рынок. К этому надо стремиться. Но нам мешают. На ЕАЭС очень много нападок со стороны Европы и США. Они хотят разладить отношения и помешать. Но мы, несмотря ни на что, внутри союза взаимодействуем достаточно хорошо. Активизируются у нас и двусторонние связи.
Например, сравните за позапрошлый и прошлый годы белорусскую и армянскую торговлю. У нас многократно выросло сотрудничество, в несколько раз за один год. И это не предел. Есть серьезные перспективы, несмотря на то что по потенциалу та же небольшая Армения географически изолирована: не имеет ни путей выхода к морю, ни прямых сообщений без посредников через территории. Тем не менее мы с ней можем развивать отношения.
Не оставил без внимания Алексей Беляев и сотрудничество Беларуси с другими странами — членами ЕАЭС:
— Тут вообще поле открытое. Союз Беларуси и России — тоже один из таких проектов, использующихся в качестве экспериментального поля взаимодействия и сотрудничества. Две страны, объединенные в рамках Союзного государства, экстраполируют достижения на Евразийский экономический союз. Беларусь и Россия — члены других союзов. Наша страна присматривается к ШОС, она практически на полпути к этой организации, где тоже присутствуют партнеры, которые полностью поддерживают нас, а мы — их. Существует масса разных форматов объединений.
Мы должны понимать, что все эти объединения строятся не для того, чтобы поговорить, — есть конкретная польза для нас: рабочие места, создание новых производств, получение новых рынков сбыта продукции и новых технологий, возможность для нас продажи технологий, развитие научного и технического сотрудничества. То есть здесь огромное поле взаимодействия, которое нам приносит выгоду.