Кандидат экономических наук доцент Наталья Карпович рассказала sb.by, как формировалась и на чем сегодня основывается продовольственная безопасность нашей страны.

– Продовольственная безопасность – это ядро национальной безопасности страны в долгосрочной перспективе. По сути, от состояния продовольственной сферы зависит суверенитет страны и общий уровень социально-экономического развития общества. Именно поэтому Беларусь в период становления государственности сконцентрировалась на развитии аграрного бизнеса, в основе которого была ставка на собственное производство, самообеспеченность, оптимизацию импорта и перспективное развитие экспортного потенциала. Целенаправленная и методичная работа по данным направлениям принесла свои плоды.

Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, где Наталья Карпович заведует отделом продовольственной безопасности, ежегодно проводит мониторинг показателей, по которым оценивается физическая и экономическая доступность продовольствия, качество продуктов питания, уровень экологической устойчивости сельскохозяйственного производства.

– Полученные нами результаты однозначно свидетельствуют: сейчас страна полностью обеспечена сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Но так было не всегда, – подчеркивает эксперт. – Например, в настоящее время по сравнению с 2000 годом валовой сбор зерна увеличился в 1,8 раза, овощей – в 2 раза, плодов – в 2,7 раза, валовой надой молока возрос в 1,7 раза, производство скота и птицы – в 2 раза и т.д. Уровень самообеспечения по основным группам продовольствия уверенно превышает 100% (например, по молокопродуктам он составляет около 256%, сахару – 175%, мясу – 135%, яйцам – 125%, овощам – 105% и т.д.). Поэтому мы не только обеспечиваем продовольствием свой рынок, но сформировали и эффективно реализуем значительный экспортный потенциал.

В прошлом году доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем экспорте страны достигла 22%. О каких именно позициях идет речь?

– В последние годы в совокупной выручке, полученной от реализации на внешних рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия, доля молокопродуктов составляет порядка 40%, на мясо и мясопродукты приходится около 20%. Основными экспортными товарами молочной группы являются сыры и творог (40–45%), молоко и сливки сухие и сгущенные (пятая часть поставок), масло животное (15–18%), – делится Наталья Карпович. – Еще одна ключевая экспортная позиция – это охлажденная и замороженная говядина, в экспорте мясопродуктов на ее долю приходится примерно половина поставок. Кроме того, отечественные экспортеры активно развивают реализацию на внешних рынках мяса птицы, колбасных изделий, консервов и т.д.

Кроме мясо-молочной продукции, по словам эксперта, свой вклад в рост стоимости экспорта вносят поставки рапсового масла, овощей (картофель, морковь, свекла, огурцы, томаты, капуста, грибы, а также замороженные и приготовленные овощи), фруктов и ягод (в свежем и переработанном виде), сахара и кондитерских изделий, рыбных консервов, шоколада и шоколадных изделий, напитков и др.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *