Четвероногие пешеходы
Почему дикие животные не боятся машин и выбегают на дорогу? Какие меры принимаются в нашей стране, чтобы обезопасить водителей от лесных обитателей (и наоборот) и снизить аварийность на дорогах? Эффективны ли они? Разбираемся с экспертами.
Кто у кого в гостях?
Появление животных на оживленных трассах связано с тем, что через дороги проходят маршруты сезонного и суточного перемещения животных. Дикие звери испокон веков ходили этими тропами, а теперь им приходится преодолевать препятствия в виде машин, перебираясь на противоположную сторону дороги. Получается, не животные оказались у нас в гостях, а мы – у них, объясняет заместитель генерального директора по научной и инновационной работе ГНПО «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам» Павел Гештовт:
– Как правило, дикие копытные зимой обитают в одних биотопах. Но с наступлением весны животные начинают переходить на новые, летние, станции обитания. Также весной самки отлучают молодняк прошлого года – особи становятся самостоятельными: активно перемещаются, ищут свою территорию (в особенности это касается молодых самцов). Не случайно и пик активности ДТП, если судить по предыдущим годам, приходится на май – первую половину июня. А вот суточная активность копытных возрастает в сумеречное время и ночью. После заката, когда интенсивность дорожного движения падает и на дорогах становится относительно тихо, животные и оказываются рядом с трассой.
Несмотря на активные природоохранные мероприятия, единого решения проблемы, к сожалению, пока не найдено, констатирует Павел Гештовт:
– Это целый комплекс мер, включающий снижение численности популяции, работу с водителями, установку заградительных сооружений на особо опасных участках, нанесение разметки, размещение билбордов, которые напоминали бы водителям о мерах безопасности за рулем.
Сетка не панацея?
На вопрос, почему от аварий не спасает сетчатое ограждение, начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Александр Козорез отвечает:
– Сетка не призвана оградить животное от дороги. Она действует как линейное сооружение, которое направляет животное на переход, где зверь может безопасно пересечь дорогу. А у нас сетки оборудованы без перехода. Лет пять назад на трассе М-6 установили ограждения, однако число ДТП даже возросло. Почему? Животные находили разрыв в сетке и выходили на проезжую часть, что и приводило к столкновениям. Сейчас, конечно, ситуация там более-менее стабилизировалась.
Еще один метод – биотехнический – предполагает подкормку охотничьих видов животных, однако и он, хоть и способен повлиять на ситуацию, кардинальным образом проблему не решит, убежден Александр Козорез:
– Цифры статистики говорят о том, что ДТП с лосями происходят в десять раз чаще, чем с оленями. Но на подкормку реагируют как раз таки именно благородные олени – те виды, которые реже провоцируют аварии. А вот та же косуля крайне слабо откликается на подкормку: это оседлый вид, который ищет пищу на своем участке обитания. Из всей популяции лишь 20 процентов могут ходить на подкормочные площадки. Одним словом, таким методом мы животных от дорог не отвлечем.
Александр Козорез приводит в пример две международные трассы М-6 и М-11, где плотность обитания животных примерно одинаковая.
На М-6 разрешенная скорость – 120 км/ч, на М-11 – 90 км/ч. При этом количество ДТП на М-11 в разы меньше, замечает эксперт:
– О чем это говорит? Ограничение скоростного режима – основное, что влияет на ситуацию на дороге. Чем ниже скорость, тем выше вероятность, что автомобилист вовремя заметит животное и примет меры.
Комплексный подход
В этом году в Беларуси реализуется комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения и минимизации (предупреждению) дорожно-транспортных происшествий с участием охотничьих животных нормируемых видов при выходе их на автомобильные дороги общего пользования. Комплекс разработан Министерством транспорта и коммуникаций и утвержден на уровне Совета Министров.
В зависимости от условий на участке дороги он включает реализацию технических и информационных мер: установку заградительных сеток, переходов для охотничьих животных, размещение информационных панно, корректировку проектов организации дорожного движения в отношении дополнительных мест дислокации дорожных знаков и их установку, ограничение скоростного режима на участках концентрации ДТП. Также комплексом предусмотрено проведение биотехнических мероприятий, направленных на отвлечение диких копытных животных от автодорог.
Кроме того, в опытной эксплуатации находится наземный переход для охотничьих животных с применением интеллектуальной системы, которая распознает вышедших на проезжую часть лесных обитателей. Этот пилотный проект реализован на автодороге М-10 (между Гомелем и Речицей).
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Михаил Колосович, водитель маршрутного такси, Минск:
– Мой водительский стаж более 20 лет. Слава богу, попадать в ДТП с участием диких животных не случалось, а вот встречать лесных обитателей на рейсе приходилось, и не раз. Однажды заметил, как лось вышел из лесополосы и остановился на обочине. Сбросив скорость, я миновал его. Можно сказать – повезло. А если бы тот рванул? Я просто физически не успел бы остановить автобус. ДТП чаще всего и происходят, потому что водитель, особенно в темноте, поздно замечает животное. От этого не застрахован никто. Защитные сетки эффективны, только если за ними надлежащим образом ухаживать. Бывает, эти ограждения ломаются во время ДТП – их нужно оперативно восстанавливать. Еще одна проблема – открытые калитки в сетках: косули выходят через них, а вернуться не могут, мечутся между дорогой и ограждением. И такие случаи не редкость. Чтобы свести вероятность ДТП к минимуму, автомобиль должен быть в технически исправном состоянии. Прежде всего, следите за фарами: плафоны со временем мутнеют, свет абсолютно не тот. Это очень влияет на обзорность. Грязь или снег на лобовом стекле тоже ограничивают обзор. Кажется, мелочь, но может спасти кому-то жизнь. И конечно, если вам предстоит провести за рулем не один час, важно отдохнуть перед поездкой и делать перерывы во время нее.
КСТАТИ
Нестандартное решение проблемы аварийности на дорогах с участием животных нашли в Татарстане, где ставку сделали на акустические отпугиватели. Устройства издают ультразвук, действующий раздражающе на органы слуха животных, поэтому они стремятся покинуть территорию, на которой испытывают дискомфорт. Ноу-хау проходит испытания.
В ТЕМУ
18 марта Александр Лукашенко подписал Указ № 108 «О страховании». В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.