Регистр населения – государственная централизованная автоматизированная информационная система, основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.
Задачами регистра являются: обеспечение учета физических лиц; оперативное обеспечение достоверными и актуальными персональными данными государственных органов, иных организаций, нотариусов и физических лиц; обеспечение информационного взаимодействия и сотрудничества организаций, в том числе в ходе межгосударственного и международного информационного обмена.
Основу регистра составляет база персональных данных, распространение или предоставление которых ограничено. Система защиты обеспечивает конфиденциальность, целостность и сохранность информации на всех этапах работы с ней.
В регистре накапливаются основные и дополнительные персональные данные. Основным идентифицирующим признаком физического лица при внесении персональных данных в регистр населения является идентификационный номер. Идентификационный номер можно представить в виде основы, к которой, по мере появления новых данных, будут прикрепляться данные в отношении одного физического лица, и формироваться досье в каждом из органов, вне зависимости от изменения основных установочных данных гражданина.
Внесение персональных данных в регистр осуществляется непрерывно в режиме реального времени. Согласно законодательству, доступ к регистру имеют госорганы, для которых использование персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в их компетенцию.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 №418-З «О регистре населения» (далее – Закон), физические лица имеют право запрашивать и получать справки (выписки) из регистра населения.
Чтобы получить справку (выписку) из регистра населения гражданину необходимо обратиться лично в регистрирующую службу с предъявлением документа, удостоверяющего личность, и заполнить письменное заявление физического лица о предоставлении справки (выписки) из регистра населения.
Справки (выписки) из регистра один раз в год предоставляются бесплатно, более одного раза — на платной основе (1БВ за каждую справку). Предоставление справки (выписки) из регистра осуществляется не позднее пяти календарных дней со дня подачи в регистрирующую службу заявления физического лица о предоставлении справки (выписки) из регистра. В случае, когда заявление физического лица о предоставлении справки (выписки) из регистра населения касается большого объема персональных данных, требующих отбора, срок предоставления может быть продлен до пятнадцати календарных дней.