По выгодным маршрутам

Общественный транспорт в нашей стране движется в сторону перехода на электроплатформу. Чуть меньше года назад с традиционных автобусов на электробусы пересели жители Шклова и Жодино. Третьим городом, где на смену привычной технике приходят более экологичные «собратья», стал Новополоцк. Пилотный проект по обеспечению регионов электротранспортом будет продолжаться. А в автопарке Шклова, ныне работающем «от розетки», уже говорят о повышении качества жизни. Речь не только о снижении экологических рисков и большей комфортности водителей и пассажиров, но и об эффекте экономическом.

Грамотный ход

Благодаря строительству БелАЭС, стимулирующим мерам, принятым на уровне Главы государства, реализации соответствующей государственной программы, сеть общественного электротранспорта в стране развивается. Шкловскому району повезло: он первопроходец, первым в стране полностью обновил свой подвижной состав, перейдя на технику нового поколения. Тем, кто ею, произведенной на «Белкоммунмаше», сегодня рулит, есть с чем сравнивать.

— На пазике едешь — со всех щелей дует, на МАЗе с механической коробкой передач за день, а это восемь часов работы, так намахаешься — к вечеру рука немеет. Другое дело электробус: ход бесшумный, нет запаха выхлопных газов, сиденье эргономичное, можно настроить под себя, температуру в салоне регулирует умная электроника, она же остановки объявляет, самому этого делать не нужно, — перечисляет преимущества электробуса водитель Шкловского филиала автопарка № 5 ОАО «Могилевоблавтотранс» Андрей Липский. — Из плюсов: мы спать стали больше, до этого на час раньше на работу приходили, чтобы автобус прогреть и заправить.

В теплое время года зарядки электробуса, как выяснилось, хватает даже не на 200, а почти на 300 километров. «Батарейка» садится быстрее, если на улице мороз, активнее работает отопление салона. Зимой, к примеру, техника, совершив за день 16 рейсов по городу и намотав 115 километров, возвращается в гараж с пометкой 28—30 процентов заряда. Подпитываются машины ночью, но порой водители делают дозарядку и в перерывах между рейсами. 

Андрей Волков, как и его коллега, за баранкой больше 20 лет и убежден, что за электротранспортом будущее:

— В выигрыше все: экология города, пассажиры, водители. Электробусы более просторные — около 70 мест, в том числе 31 посадочное. Низкопольные, каждый оборудован пандусом, местами для маломобильных людей, для детских колясок, USB-разъемами для зарядки гаджетов. Нам могилевчане завидуют, дескать, у них в общественном транспорте таких наворотов нет. А у нас есть еще «теплые кнопки», чтобы человек мог сам открыть дверь по требованию. С переходом на транспорт, работающий «от батарейки», условия труда заметно улучшились. Это касается и самих машин, и территории автопарка, где уложен асфальт, обновлены ворота, фасады административного здания, гаражей. Зарплата выросла более чем на 30 процентов, в месяц получаем больше 2 тысяч рублей. Это для любого человека стимул выкладываться на все 100. За новой техникой ухаживаем, как за родной, и она не подводит. У меня ни одной поломки за время эксплуатации не было.

Все в плюсе

Шкловский район на электротранспорт полностью перешел в конце марта 2024-го. Переход обошелся государству в 23 миллиона рублей. Сегодня здесь курсируют 15 электробусов: по трем городским и 19 пригородным маршрутам.

— Для этого модернизировали действующую трансформаторную подстанцию, проложили новые кабельные линии электропередачи, установили восемь зарядных станций: две мощностью по 80 и шесть — по 160 киловатт, — перечисляет директор Шкловского филиала Автопарк № 5 ОАО «Могилевоблавтотранс» Павел Тимощенко.— И хотя на обкатку нового транспорта ушло меньше года, можем смело утверждать, что он отлично вписался в современную модель развития города и района. Проект оказался не только экологически, но и экономически выгодным.

Электроэнергия при расчете стоимости на километр обходится дешевле, чем дизтопливо. Если традиционный автобус за такое расстояние съедает 60 копеек, то электробус — 27.

То есть зеленая машина приносит экономию с каждым километром. Сэкономили, впрочем, не только на топливе. Если раньше в год на ремонт и обслуживание техники с учетом ее амортизации, достигавшей 75 процентов, направляли около 50 тысяч рублей, то на электробусы — на 30 тысяч меньше. Большую часть расходов потянули стекла — их пришлось заменить в двух электробусах, пострадавших из-за камней, вылетевших из-под колес других автомобилей.

Всего за время эксплуатации зеленого транспорта, по подсчетам Тимощенко, удалось сэкономить 100 тысяч рублей. Это позволило предприятию повысить заработную плату водителей на 32 процента. Остальные средства пойдут на развитие материально-технической базы: обновление внутри гаражей и ремонтных мастерских, внедрение в общественном транспорте бесконтактной оплаты за проезд.

Чтобы бережно эксплуатировать новый подвижной состав (в месяц каждый электробус пробегает 5—6 тысяч километров), нужна правильная инфраструктура. Это не только зарядные станции, но и хорошие дороги — электробусы более требовательны к покрытию. По словам заместителя председателя Шкловского райисполкома Максима Лисовского, в прошлом году отремонтировали 32 тысячи квадратных метров дорог, на нынешний запланировано 36 тысяч.

КСТАТИ 

По данным Министерства энергетики, в последние годы намечается резкий рост количества электротранспорта: если в 2022 году на дорогах страны было 2126 электромобилей, то в 2024-м — уже 23 035. Для их обслуживания создана развернутая сеть зарядных станций — около 1,4 тысячи. Общий объем потребления электроэнергии станциями в минувшем году составил 39,6 миллиона киловатт-часов, что выше, чем в 2023-м, на 117 процентов. 

Растет в стране и число общественного электротранспорта. Как уточнили в Министерстве транспорта и коммуникаций, в Жодино и Шклове в рамках реализации пилотных проектов работает по 14 и 15 электробусов соответственно, а всего в 2024 году такой техники приобретено 44. В 2025-м планируется поставить на маршруты еще 66 электробусов.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *