70 лет назад в культурной жизни Славгородского района произошло важное событие – двери для мальчишек и девчонок открыла детская школа искусств. Нынешний юбилей – важная веха в истории школы. За это время сменялись поколения талантливых преподавателей и выпускников, для которых музыка стала неотъемлемой частью жизни. Красивый юбилей стал прекрасным поводом поговорить с директором ГУО «Детская школа искусств г. Славгорода» Анной БИТЧЕНКО, которая 13 лет стоит у руля творческого и сплоченного коллектива и более 30 лет профессионально занимается музыкой и готовит пианистов
– Анна Владимировна, расскажите, по чьей инициативе была открыта школа?
– Началось всё в 1954 году, когда в Славгород приехал новый первый секретарь райкома партии Степанцов Иван Фёдорович. Он и его жена Зинаида Васильевна – учительница истории, будучи людьми культурными и интеллигентными, имея двух детей, понимали, что музыкальное образование необходимо давать детям с раннего возраста. По их инициативе в Славгороде был открыт музыкальный класс — филиал Могилёвской детской музыкальной школы. И первой учительницей стала Козлова Александра Фёдоровна. Она приезжала из Могилёва в выходные дни и преподавала уроки по классу фортепиано. В первый набор было принято всего 12 учащихся. Приютила музыкальные классы администрация СШ № 2.
На следующий год занятия уже были перенесены в старое здание райисполкома, потом — в районный Дом культуры. И только на 4-й год, когда число учащихся стало увеличиваться, музыкальной школе предоставили отдельный домик (на углу ул. К.Маркса), а затем и освободившееся здание парткабинета.
– За семь десятилетий сменилось немало директоров школы. Давайте вспомним этих ярких и талантливых личностей? Кто был первым директором?
– Первым директором школы стал Потёмкин Владимир Сидорович. При нём открылись отделения баяна, аккордеона. Школа пользовалась большой популярностью в районе. Педагогический коллектив составляли выпускники Могилёвского музыкального училища. Они менялись почти ежегодно. Но их молодость, красота, влюблённость в своё дело передавались и нам, их ученикам. Об этом свидетельствует тот факт, что из первых 12 учеников школы 7 стали профессиональными музыкантами.
В 1965 г. директором был назначен Птушёнок Геннадий Михайлович – выпускник Гомельского музыкального училища. Энергичный, талантливый руководитель, создавший за короткое время одну из лучших школ в области.
Поездки в лучшие музыкальные школы республики, обмен опытом, открытие духового отделения, тесная связь с общеобразовательными школами, участие в конкурсах, фестивалях, оказание помощи коллективам художественной самодеятельности на селе – всё это дела музыкальной школы 1964–1969 годов. И надо сказать, что все эти годы руководство района оказывало поддержку учреждению.
В 1984 году музыкальная школа наконец то обрела постоянное место жительства, ул. Ленинская, д. 33Б.
23 года директором школы работал Кононков Анатолий Степанович. Энергичный, деловой, мудрый руководитель, который много сил отдал школе, обучению и воспитанию учащихся, укреплению материальной базы, строительству нового здания. Был активным участником художественной самодеятельности.
Чернобыльская трагедия не обошла и нашу школу. Большая часть преподавателей выехали из района.
В 1991 году директором школы назначен Резгольд Станислав Владимирович. И в этом же году музыкальная школа переименована в Детскую школу искусств, открывается класс изобразительного искусства. Станислав Владимирович был руководителем духового оркестра и принимал участие во всех районных мероприятиях, смотрах-конкурсах и фестивалях среди духовых оркестров области.
В 2002 году на директорском посту его сменяет Шпакова Людмила Ивановна. Школу окутала женская аура. Многие задумки и планы были воплощены в реальность. В этот период открылся класс хореографического искусства, увеличилось количество учащихся, закупались новые инструменты. Школа развивалась в современном ритме жизни.
С 2007 по 2011 год руководила школой Чепикова Алла Николаевна. Этот человек продолжил традиции руководителя прошлых лет. Школа богатела новыми молодыми специалистами и пополнялась одаренными детьми. В этот период открылись филиалы Детской школы искусств, и благодаря этому у сельских детишек появилась возможность получать музыкальное образование.
В 2011 году эстафету руководства школы приняла я.
– Анна Владимировна, помните ли Вы тот день, когда еще в детстве впервые переступили порог музыкальной школы?
– Конечно, помню. Такое остается в памяти навсегда. В то время музыкальная школа размещалась в деревянном одноэтажном здании, которое находилось на месте нынешнего районного сектора МОУ Фонда социальной защиты населения. В эту школу меня за руку первый раз привели мама и папа. На дворе был 1979 год, мне исполнилось семь лет. Директором школы в то время был А.С. Кононков. Это было советское время, когда было хорошим тоном, престижно, можно и так сказать, отдать своего ребенка на обучение в музыкальную школу. Считалось, что образованный человек обязан владеть музыкальным инструментом.
Признаюсь, что изначально я не горела желанием осваивать нотную грамоту и изо дня в день музицировать. Это была исключительно инициатива моих родителей. Однако желающих там обучаться было достаточно много – спрос превышал предложение, но брали далеко не всех детей. Чтобы оказаться в числе счастливчиков, нужно было сдать экзамен, чтобы специальная комиссия тебя прослушала и оценила музыкальные возможности. И только при наличии последних ребенка зачисляли на курс обучения. Я, как Вы уже догадались, оказалась в числе счастливчиков.
– Почему в выборе музыкального инструмента выбор пал на фортепиано?
– Опять же, признаюсь, что выбирали мои родители. Этот музыкальный инструмент популярен во все времена. Его любили и любят по сей день. А в те годы выбор был невелик, поэтому девочки в большинстве своем отдавали предпочтение фортепиано, ну, а мальчишки, конечно же, баяну или аккордеону. Уже позже, когда у меня стало получаться играть музыкальные произведения на этом инструменте, я поняла, что влюбилась в него. И могу с уверенностью сказать, что что если вы научились играть на пианино, то сможете играть на любом другом музыкальном инструменте. На этих 88 клавишах можно сыграть все, что угодно, – от классики до рока.
– Как Вас родители мотивировали на учебу?
– Как и многим моим сверстникам, постигать азы музыкальной грамоты мне тоже было непросто. Сольфеджио, гаммы, этюды требовали максимум внимания, усидчивости и, конечно же, постоянных занятий не только в школе, но и дома. Переломный момент наступил у меня во втором классе. Я уже год, как училась в музыкальной школе. Но каждый раз, когда отец отводил меня на уроки музыки, я плакала и говорила, что не хочу там учиться. Но отец был непоколебим: «Я сказал, ты будешь учиться музыке. Можешь не плакать, ты будешь здесь учиться столько, сколько положено». А в качестве мотивации пообещал, что купит велосипед. В советское время каждый ребенок мечтал иметь собаку или велосипед. Мое поколение было воспитано так, что ослушаться или перечить отцу ты не смел. Поэтому больше этот вопрос я не поднимала. Да и папа сдержал просьбу – подарил мне велосипед. Прошло еще немного времени, и я втянулась в учебу, появился интерес, у меня уже начало получаться играть на фортепиано, стала участвовать в музыкальных концертах, конкурсах и других мероприятиях.
– Кто был вашим учителем и какой Вы были ученицей?
– Вы знаете, мне очень повезло. У меня был замечательный педагог – Людмила Сергеевна Лашкова. Именно ей я безгранично благодарна за то, что на открыла мне огромный многообразный и удивительный мир музыки. Она не только обучала музыке, но и воспитывает эстетические качества у своих учащихся, прививала любовь к прекрасному. Ученицей я была прилежной. Для нас школа была своего рода храмом. Мы приходили сюда с особым трепетом. Учителя были строгие, требовали дисциплины и порядка на уроках. Поэтому до сих пор помню, когда дрожала как осиновый лист, если что-то не получалось сыграть или неправильно выполнила домашнее задание. Настолько ответственно относилась я к учебе и уважала своих педагогов. Когда я училась в пятом классе, это был 1985 год, открылось новое здание музыкальной школы, где она находится и по сей день.
– Как Вы выбрали путь педагога-музыканта?
– С выбором своего профессионального пути я определилась очень рано – в четвертом классе. Уже в столь юном возрасте пришло понимание, что реализоваться и получать от своей работы удовольствие я смогу только в этом направлении. Поэтому после окончания школы поступила учиться в Могилевское музыкальное училище им. Н.А.Римского-Корсакова. А затем в 1992 году дипломированным специалистом вернулась преподавать музыку в свою альма-матер в Славгород. С тех пор прошло 32 года. У меня и моих уважаемых коллег – Ирины Александровны Тепляковой (41 год стажа) и Светланы Сергеевны Минченко (38 лет стажа), Нины Николаевны Гинь только одна запись в трудовой книжке о приеме на работу и огромный опыт за плечами. Хочу отметить, что практически весь наш педагогический коллектив – 95 % – это все наши бывшие выпускники разных лет и работаем в стенах своей родной школы.
– Анна Владимировна, за три с лишним десятилетия многое изменилось. Насколько сегодня музыкальное образование является актуальным?
– Музыка – она вне времени и вне моды. Поэтому музыкальное образование будет актуальным всегда. Мы учим учащихся слушать музыку, извлекать мелодию посредством музыкальных инструментов, открывать для себя мир музыкальных красок. Однако этим не ограничиваются задачи музыкальной школы. Обучаясь в музыкальной школе, учащийся расширяет свои познания в области музыки разных исторических эпох, становится участником музыкальных фестивалей и конкурсов, эстетически совершенствуется, становится духовно богаче. Музыкальное образование пригодится любому человеку, какую бы профессию в дальнейшем он не выбрал. Понятно, что далеко не каждый ребенок обладает безупречным голосом и музыкальным слухом. Но мы этого сегодня и не требуем. Если раньше, как я уже рассказывала выше, в музыкальную школу брали способных и одаренных детей. То сегодня у нас может обучаться любой желающий. Очень многое зависит от педагога. Бывает, что приходят дети талантливые, и желание вроде бы есть, но позанимавшись немного, бросают. Очень важно уметь увлечь, заразить любовью к музыке. Безусловно, обучение в детской школе искусств развивает коммуникативность и эстетический вкус, расширяет кругозор. А что касается музыкального слуха, то у одних детей он есть с рождения, а другим его нужно развивать. Над чем мы и работаем вместе. Конечно же, далеко не все наши ученики связывают свою дальнейшую деятельность с музыкой, но все они становятся достойными людьми и благодарны, что получили бесценные знания в нашей школе.
– Анна Владимировна, талантливых детей проще обучать?
– Это ошибочное мнение. Обучение талантливого ребенка требует больших усилий и большей ответственности. Талант и трудолюбие обязательно идут рука об руку, ведь талант сам по себе еще ни о чем не говорит. Если ребенок не будет трудиться, то и результаты будут очень мизерные. Гений – это 1% вдохновения и 99% пота – так утверждал известный изобретатель и предприниматель Томас Эдисон. И мы эту формулу жизни знаем как никто другой.
– За семьдесят лет существования школы огромный вклад в ее историю и развитие внесли ветераны труда, педагоги, которые всю жизнь посвятили себя благородному делу – учить музыке детей и обогащать их внутренний мир. Кто эти люди?
– Это наши бывшие выпускники, а ныне почетные ветераны труда нашей школы – Шпакова Людмила Ивановна; Забенин Анатолий Фёдорович; Чепикова Алла Николаевна; Гайчукова Анна Григорьевна; Карпицкая Екатерина Павловна. Молодое поколение преподавателей – все выпускники нашей школы.
– Сколько сегодня педагогов работает в школе и какие отделения посещают ученики?
– В школе работают 18 квалифицированных преподавателей, обучают 310 учащихся по 10 специальностям: скрипка, фортепиано, аккордеон, баян, домра, цимбалы, медно-духовые инструменты, саксофон, вокал, хореография и изобразительное искусство.
Преподаватели и учащиеся школы принимают активное участие в значимых мероприятиях района, в международных, республиканских, областных конкурсах и фестивалях.
На базе школы созданы и успешно развиваются творческие коллективы: ансамбль народной музыки и песни «Прысожскія музыкі» (руководитель Инна Ефимченко), ансамбль саксофонов «Конфетти» (руководитель Александра Анагина), ансамбль струнных народных инструментов «Звончыкі» (руководитель Нина Гинь); хореографические коллективы «Искорки» и «Палитра танца» (руководитель Елизавета Ерофеева) и ансамбль преподавателей «Обливион» (руководитель Павел Гапеев). Каждый из них имеет в своей творческой копилке немало наград и благодарностей.
Выпускники нашей школы продолжают свой творческий путь, учатся в средних специальных и высших учебных заведениях Республики Беларусь.
– В завершение нашей беседы – несколько слов своим коллегам.
– Я искренне благодарю каждого своего коллегу за то прекрасное, что они создают и чему обучают. За их нелегкий, но почетный труд. Низкий поклон уважаемым ветеранам. Хочется, чтобы в этих стенах всегда звучали ноты радости. Чтобы и учителя, и учащиеся, и гости школы всегда находили для себя нужную тональность вдохновения, а работа всегда была настроена на мажорный лад. В музыке лишь семь нот, два ключа, но мелодий – не счесть. И какими они будут – зависит от каждого из нас.
– Благодарю за честный разговор.