Запрос на стабильность
Старт избирательной кампании в Беларуси предполагает анализ общественно-политической обстановки, оценку потенциальных рисков и угроз. Результаты нынешних президентских выборов будут определяющим фактором развития государства в перспективе по крайней мере до 2030 года.

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Традиционно, как у нас это бывает, во время старта предвыборной избирательной кампании. Задача наша — провести ее на высоком уровне. Организационном прежде всего. Как я говорю, сделать, хоть мы и для своего народа это проводим, но сделать так, чтобы комар носа не подточил. Но при этом помнить: мы проводим в Беларуси предвыборную кампанию для своего народа и интересы наших людей должны быть поставлены во главу угла. А не так, как кто-то хочет там, за границей.

На совещании по вопросам проведения выборов 2025 года, 5 ноября 2024 года.

Базовые ценности

Несмотря на то что безусловным фаворитом является действующий ­­Президент Александр ­­Лукашенко, предстоящие выборы в Беларуси пройдут отнюдь не на безальтернативной основе. Собственных «кандидатов в кандидаты» выдвинули ведущие политические партии и общественные объединения, свои силы в большой политике хотят попробовать также ряд инициативных граждан. 

Вне всякого сомнения, в большинстве своем претенденты в кандидаты являются сторонниками действующей власти. 

Это указывает на формирование в Беларуси политической элиты, способной к цивилизованной конкуренции в пределах базовой ценностной рамки. 

На сегодняшний день, с учетом уникального исторического значения для развития белорусской государственности личности Александра ­­Лукашенко, его лидерство выглядит абсолютно бесспорным. Вместе с тем в проекции будущего сторонники действующего ­­Президента, которые хотя и твердо стоят на платформе суверенной Беларуси, но все же имеют некоторые политические различия, должны работать с электоратом в целях презентации своих программ, создания благоприятного имиджа и личной узнаваемости на перспективу.

Экстремисты остаются за бортом

С учетом длительного присутствия в белорусском политическом поле откровенных провокаторов и экстремистов, тесно связанных с зарубежными центрами, у части общества выработалось некорректное восприятие избирательного процесса, когда любая крупная электоральная кампания в Беларуси заканчивалась скандалами, несанкционированными акциями протеста, стычками с сотрудниками правоохранительных органов.

Так происходило потому, что политические авантюристы, подталкиваемые иностранными кураторами, изначально были настроены не на политическую борьбу в правовом поле (осознавали ничтожность своих шансов), а на осуществление государственного переворота, «цветной революции».

В этой связи возникают резонные вопросы. Достойны ли подобные политические силы звания «оппозиция», которая в классическом понимании этого термина является неотъемлемой частью государственной элиты? Нужны ли в политическом пространстве суверенной страны радикалы, тотально зависимые от иностранного финансирования и чужой политической воли? Насколько наличие подобных субъектов соотносится с нашим законодательством? 

Наконец, какие выборы являются подлинно демократическими: те, в которых оголтелая толпа подвергает сомнению официальные итоги голосования и стремится штурмом захватить органы власти, либо те, в которых в честной конкуренции конструктивных патриотических сил избиратели абсолютным большинством определяют победителя, а конкуренты принимают объявленные результаты, подчиняясь закону и национальным интересам страны?

Действительно, в 2025 году президентские выборы в Беларуси пройдут без политических экстремистов и иностранных агентов. В цивилизованных государствах (а Беларусь по праву может гордиться своей историей конституционного строительства от Великого Княжества Литовского до наших дней) вопрос о власти не решается на улице. Проведение политических кампаний в спокойном правовом русле, «без гвалта», пользуясь метким выражением Александра ­­Лукашенко, отвечает чаяниям большинства законопослушных граждан и национальному менталитету белорусского народа. Представляется целесо-

образным, чтобы подобная модель проведения выборов, основанная на законопослушной конкуренции национально ориентированных политических сил, закрепилась на долгосрочной основе, став неотъемлемой частью белорусской государственной модели.

Эффективный подход

О чем свидетельствует начало кампании по сбору подписей? С одной стороны, заметна политическая активность, которая не выходит за пределы правовых рамок, с другой — продолжается кропотливая повседневная работа действующего ­­Президента, включая международные контакты, участие в публичных мероприятиях, посещение производств, открытие инфраструктурных объектов государственного значения. 

В Беларуси давно устоялся подход, согласно которому Александр ­­Лукашенко не приемлет манипуляций и политических технологий, его собственный метод искренней политики и практики реальных дел является лучшей агитацией, неоднократно доказавшей свою эффективность. 

Иным претендентам, за исключением, пожалуй, лидера Либерально-демократической партии, депутата Парламента Олега Гайдукевича, предстоит серьезно поработать и для того, чтобы собрать необходимые для регистрации в качестве кандидата 100 тысяч подписей граждан, и для того, чтобы достойно представить избирателям себя и свои идеи.

Предстоящие 26 января 2025 года президентские выборы будут по-своему уникальными для суверенной истории Беларуси. Данная избирательная кампания должна стать точкой отсчета новой политической традиции нашей страны.

Купировать риски

Относительно внутриполитической обстановки на фоне начавшейся президентской кампании следует отметить, что ситуация в Беларуси стабильная, общественные настроения позитивные, уровень правовой и политической грамотности заметно вырос в последние годы. В то же время нельзя забывать, что коллективным Западом фактически ведется необъявленная война против нашей страны, наиболее радикальные вожаки и участники неудавшегося государственного переворота 2020 года эмигрировали за границу, где продолжают злобствовать и вынашивать преступные замыслы против конституционного строя Беларуси.

Существуют риски хакерских атак на государственные базы данных, создания с помощью технологий искусственного интеллекта фейковых «компрометирующих материалов», нападений на белорусские загранучреждения, диверсий на объектах инфраструктуры. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу военной провокации, хотя воплощение данной идеи будет явно самоубийственным для участников и их внешних спонсоров. Вместе с тем купирование вышеперечисленных рисков и угроз относится не столько к политической инженерии, сколько к сфере деятельности спецслужб и правоохранительного блока. Общеизвестно, что белорусские силовики хорошо знают свою работу, все необходимые меры для обеспечения безопасного проведения президентских выборов принимаются, мониторинг ситуации осуществляется постоянно.

Александр Шпаковский, депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по международным делам.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *