В жизни каждого человека есть учитель, который оставил в душе светлый след, оказал влияние на формирование личностных качеств, жизненных приоритетов. Этот праздник – отличный повод сказать теплые слова признательности и благодарности нашим дорогим учителям и поздравить их с профессиональным праздником
Завтра мы будем поздравлять с профессиональным праздником людей, которые по праву занимают второе место в нашей жизни после родителей – наших дорогих, глубокоуважаемых учителей
О главной роли педагогов на прошедшем в августе этого года Республиканском педагогическом совете Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал так: – Образование – фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны. Вы – и воспитатели, и учителя, и преподаватели – закладываете ценностные ориентиры. И в этом ваша высочайшая ответственность!
Герой нашей публикации именно такой – безупречный и крайне ответственный. Уверена, нет в районе человека, который бы его не знал или не знаком с ним лично. Николай Михайлович ЧУМАКОВ более 40 лет жизни посвятил школе и детям. Этот человек – эталон честности, порядочности, трудолюбия и высоких моральных качеств. Так искренне отзываются о нем коллеги, ученики, друзья, родственники. Всю свою жизнь он посвятил любимой Свенской средней школе и своим ученикам – так, если вкратце, можно охарактеризовать его педагогический путь. Николай Михайлович 39 лет был бессменным директором этой школы. Для него она не просто место работы – здесь прошла его жизнь.
Наш герой родом из д. Большой Зимницы Славгородского района. В 1977 году окончил местную среднюю школу и поступил учиться в Мозырский государственный педагогический институт по специальности «общетехнические дисциплины и физика. Пять лет пролетели быстро. В 1982 году Николай Михайлович закончил учебное заведение и был распределен в Баханьскую восьмилетку учителем физики и еще на полставки заместителем директора по учебной работе. Туда он направился с супругой, с которой вместе учились. Сразу после распределения они расписались и сыграли свадьбу.
О выборе профессии наш герой рассказывает так:
– В школе я довольно серьезно увлекался спортом. Демонстрировал успехи в волейболе, баскетболе и футболе. Поэтому изначально планировал связать профессиональную деятельность с физической культурой и спортом. Но окончательно определиться с выбором профессии мне помогли мои учителя, в частности Николай Михайлович Бычинский. Они сказали, что заниматься спортом ты можешь всегда, а вот профессия должна быть. Лучше всего, если одна, любимая и на всю жизнь.
Выходит, что в воду смотрели прозорливые и мудрые наставники нашего героя. А со спортом со школьной скамьи и до сих пор на «ты». Признается, что его особая страсть – футбол. Начал играть в него еще в университете. В 45 лет поставил на этом увлечении жирную точку. Сдержал обещание, которое дал однажды супруге: в 45 лет «завязать» с футболом. Жена полностью поддерживала увлечение супруга. Конечно, на него уходило практически все свободное время Николая Михайловича: постоянные сборы, игры, тренировки. Но слов на ветер он не бросает. Потому обещание сдержал.
Помнит до сих пор Николай Михайлович свою первую учительницу – Татьяну Федоровну Ковганову, с которой познакомился незадолго до того, как пошел в первый класс.
– У нас в деревне все мальчишки либо играли в войнушку, либо были «трактористами». Помню, я катаюсь по улице на самодельном сооружении, представляя, что это трактор. А она подошла ко мне и говорит: «Ну что, Коля, заканчивай с трактором. Нужно идти в школу!». Ее слова до сих пор в моей памяти. Очень доброй она была, тактичной, отзывчивой. Мы, дети, ее очень любили, — делится воспоминаниями собеседник. – Тогда учебники в деревню привозили на автолавке. Как-то приехала она и в нашу Большую Зимницу. Родители купили мне комплект учебников. Я обрадовался, когда их увидел. Помню и сейчас запах свежей типографской краски. Так я впервые пошел в школу.
Строительство Свенской средней школы завершилось в 1974 году. Николай Михайлович впервые ее увидел, когда приехал в Свенск на первенство района по гандболу. Возле школы было (есть и сейчас) футбольное поле, где они соревновались с местными ребятами.
– Помню, что тогда мы проиграли со счетом 0:1. Школа мне очень понравилась – красивая, большая, просторная. Тогда я и не предполагал, что буду здесь работать. Да еще и директором, – смеется собеседник.
Но действительно спустя восемь лет после того, как открылась Свенская школа, ее возглавил Николай Михайлович Чумаков. В то время там обучалось 296 учащихся. Были большие классы, в некоторых было и по 35 человек. На сегодняшний день здесь обучаются всего 62 учащихся.
Педагогический коллектив и учащиеся приняли молодого, перспективного и целеустремленного директора сразу. А вот Николаю Михайловичу первые полгода было совсем непросто. Ведь теперь он не только отвечал за учебный процесс, на его плечи лег огромный груз ответственности в буквальном смысле за все, а вместе с ним и проблем стало гораздо больше.
– Я потом уже привык быть в роли просителя. Как бы ни звучало странно, но это так. Школа – это целый сложнейший механизм, или, если хотите, организм. Который нужно постоянно поддерживать на плаву. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, что-то менять, что-то осовременивать. Но мне везло по жизни на хороших людей. Я всегда находил понимание и отклик от властьимущих. За что крайне признателен. Какие бы на первый взгляд ни вставали проблемные вопросы, мы всегда находили им решение, – рассказывает собеседник.
Делится Николай Михайлович и своим секретом успеха в налаживании контакта с коллективом школы: —Многие наши выпускники вернулись в школу уже учителями. Поэтому мои подходы к работе, требования им известны, и они с ними полностью согласны. А потому и взаимопонимание достигали всегда быстро. Мы говорили на одном языке, учили одному и тому же.
Что касается контакта со школьниками, то здесь герой публикации видит несколько позиций, соблюдая которые, можно и нужно выстраивать отношения с учеником. Во-первых, Николай Михайлович не представляет профессии без чувства юмора. Считает, что и самоирония, и здоровая шутка способны помочь в разрешении любого конфликта. На второе место ставит любовь к ученику. Искреннюю, не наигранную. Ведь фальшь ребёнок почувствует, сразу и потом добиться доверия будет очень сложно. Считает он, что даже профессионализм всё-таки уступает обычной доброте. Если в профессии вырасти до профессионала можно, то воспитать в себе доброту куда сложнее, а скорее и невозможно.
– Я знал многих педагогов, больших учителей, мастеров своего дела. Но у них не всегда ладился контакт с детьми. Не было той связи, без которой учебный процесс более эффективен. И, наоборот, есть учителя, которые растворяются в детях, дышат ими. И в ответ получают тотальное доверие, безграничное понимание, чего от них хотят, чему учат. И пусть уровень их подготовки не сразу достиг пика, вместе с учениками они росли, развивались, добивались многого. Поэтому, я считаю, очень повезло тем педагогам, о ком говорят – «Он добрый учитель».
На извечный вопрос – кто учит: семья или школа? Мой собеседник отвечает с уверенностью доки, аксакала с сорокодвухлетним стажем работы в системе образования.
– Мы в школе можем лишь развить те ценности, качества, которые закладываются в семье. Родители стоят у истоков формирования личности, они подают пример своим поведением, формируют шкалу ценностей, задают направление в развитии ребёнка. Мы же с этим уже работает, оттачиваем, разжёвываем, если хотите. Опять же, дети крайне проницательны и принципиальны по своей природе. Пока жизнь не научила их лицемерить, лукавить, они откровенно прямолинейны. Тем более к учителю. И если обычному человеку многое они могут простить, то с учителя спрос особый, он всегда на виду. И каждое его слово, поступок анализируются. Ведь учитель учит, значит и сам должен быть образцом, и не только в школе. А в том числе в обычной жизни – 24/7. Особенно в сельской местности это видно.
Невозможно сполна отдавать себя любимому делу, если за твоими плечами нет надежного тыла. У нашего героя он есть – это его любимая супруга, Ольга Михайловна.
Вместе они отработали более сорока лет в одном коллективе. Поэтому знают о профессии всё и, как говорится, ещё больше. А теперь, когда появилось больше свободного времени (супруги Чумаковы также рука об руку как пришли работать в школу, и также вместе ушли на заслуженный отдых, – авт.), Николай Михайлович шутит, что пришло время отдавать долги семье. Вместе проводить время даже в выходные не всегда получалось, поэтому накопилось приличное количество «человекочасов», которые он намерен полностью отдать своим близким. А это и рыбалка, и походы в лес. Особенно большие планы у супругов на обзорные экскурсии по нашей стране. Открыли для себя, какая красивая у нас страна, какие живописные есть места. И хотят теперь побывать в самых разных уголках нашей родины. И заслуженно. Дочь давно выросла, подарила Чумаковым внука. Есть возможность наверстать то, на что раньше катастрофически не хватало времени. Короче, пожить для себя.