В жизни каждого человека есть учитель, который оставил в душе светлый след, оказал влияние на формирование личностных качеств, жизненных приоритетов. Этот праздник – отличный повод сказать теплые слова признательности и благодарности нашим дорогим учителям и поздравить их с профессиональным праздником

Завтра мы будем поздравлять с профессиональным праздником людей, которые по праву занимают второе место в нашей жизни после родителей – наших дорогих, глубокоуважаемых учителей

О главной роли педагогов на прошедшем в августе этого года Республиканском педагогическом совете Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал так: – Образование – фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны. Вы – и воспитатели, и учителя, и преподаватели – закладываете ценностные ориентиры. И в этом ваша высочайшая ответственность!

Герой нашей публикации именно такой – безупречный и крайне ответственный. Уверена, нет в районе человека, который бы его не знал или не знаком с ним лично. Николай Михайлович ЧУМАКОВ более 40 лет жизни посвятил школе и детям. Этот человек – эталон честности, порядочности, трудолюбия и высоких моральных качеств. Так искренне отзываются о нем коллеги, ученики, друзья, родственники. Всю свою жизнь он посвятил любимой Свенской средней школе и своим ученикам – так, если вкратце, можно охарактеризовать его педагогический путь. Николай Михайлович 39 лет был бессменным директором этой школы. Для него она не просто место работы – здесь прошла его жизнь.

Наш герой родом из д. Большой Зимницы Славгородского района.   В 1977 году окончил местную среднюю школу и поступил учиться в Мозырский государственный педагогический институт по специальности «общетехнические дисциплины и физика. Пять лет пролетели быстро. В 1982 году Николай Михайлович закончил учебное заведение и был распределен в Баханьскую восьмилетку учителем физики и еще на полставки заместителем директора по учебной работе. Туда он направился с супругой, с которой вместе учились. Сразу после распределения они расписались и сыграли свадьбу.

О выборе профессии наш герой рассказывает так:

– В школе я довольно серьезно увлекался спортом. Демонстрировал успехи в волейболе, баскетболе и футболе. Поэтому изначально планировал связать профессиональную деятельность с физической культурой и спортом. Но окончательно определиться с выбором профессии мне помогли мои учителя, в частности Николай Михайлович Бычинский. Они сказали, что заниматься спортом ты можешь всегда, а вот профессия должна быть. Лучше всего, если одна, любимая и на всю жизнь.

Выходит, что в воду смотрели прозорливые и мудрые наставники нашего героя. А со спортом со школьной скамьи и до сих пор на «ты». Признается, что его особая страсть – футбол. Начал играть в него еще в университете. В 45 лет поставил на этом увлечении жирную точку. Сдержал обещание, которое дал однажды супруге: в 45 лет «завязать» с футболом. Жена полностью поддерживала увлечение супруга. Конечно, на него уходило практически все свободное время Николая Михайловича: постоянные сборы, игры, тренировки. Но слов на ветер он не бросает. Потому обещание сдержал.

Помнит до сих пор Николай Михайлович свою первую учительницу – Татьяну Федоровну Ковганову, с которой познакомился незадолго до того, как пошел в первый класс.

– У нас в деревне все мальчишки либо играли в войнушку, либо были «трактористами». Помню, я катаюсь по улице на самодельном сооружении, представляя, что это трактор. А она подошла ко мне и говорит: «Ну что, Коля, заканчивай с трактором. Нужно идти в школу!». Ее слова до сих пор в моей памяти. Очень доброй она была, тактичной, отзывчивой. Мы, дети, ее очень любили, — делится воспоминаниями собеседник. – Тогда учебники в деревню привозили на автолавке. Как-то приехала она и в нашу Большую Зимницу. Родители купили мне комплект учебников. Я обрадовался, когда их увидел. Помню и сейчас запах свежей типографской краски. Так я впервые пошел в школу.

Строительство Свенской средней школы завершилось в 1974 году. Николай Михайлович впервые ее увидел, когда приехал в Свенск на первенство района по гандболу. Возле школы было (есть и сейчас) футбольное поле, где они соревновались с местными ребятами.

– Помню, что тогда мы проиграли со счетом 0:1. Школа мне очень понравилась – красивая, большая, просторная. Тогда я и не предполагал, что буду здесь работать. Да еще и директором, – смеется собеседник.

Но действительно спустя восемь лет после того, как открылась Свенская школа, ее возглавил Николай Михайлович Чумаков. В то время там обучалось 296 учащихся. Были большие классы, в некоторых было и по 35 человек. На сегодняшний день здесь обучаются всего 62 учащихся.

Педагогический коллектив и учащиеся приняли молодого, перспективного и целеустремленного директора сразу. А вот Николаю Михайловичу первые полгода было совсем непросто. Ведь теперь он не только отвечал за учебный процесс, на его плечи лег огромный груз ответственности в буквальном смысле за все, а вместе с ним и проблем стало гораздо больше.

– Я потом уже привык быть в роли просителя. Как бы ни звучало странно, но это так. Школа – это целый сложнейший механизм, или, если хотите, организм. Который нужно постоянно поддерживать на плаву. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, что-то менять, что-то осовременивать. Но мне везло по жизни на хороших людей. Я всегда находил понимание и отклик от властьимущих. За что крайне признателен. Какие бы на первый взгляд ни вставали проблемные вопросы, мы всегда находили им решение, – рассказывает собеседник.

Делится Николай Михайлович и своим секретом успеха в налаживании контакта с коллективом школы: —Многие наши выпускники вернулись в школу уже учителями. Поэтому мои подходы к работе, требования им известны, и они с ними полностью согласны. А потому и взаимопонимание достигали всегда быстро. Мы говорили на одном языке, учили одному и тому же.

Что касается контакта со школьниками, то здесь герой публикации видит несколько позиций, соблюдая которые, можно и нужно выстраивать отношения с учеником.  Во-первых, Николай Михайлович не представляет профессии без чувства юмора. Считает, что и самоирония, и здоровая шутка способны помочь в разрешении любого конфликта. На второе место ставит любовь к ученику. Искреннюю, не наигранную. Ведь фальшь ребёнок почувствует, сразу и потом добиться доверия будет очень сложно. Считает он, что даже профессионализм всё-таки уступает обычной доброте. Если в профессии вырасти до профессионала можно, то воспитать в себе доброту куда сложнее, а скорее и невозможно.

– Я знал многих педагогов, больших учителей, мастеров своего дела. Но у них не всегда ладился контакт с детьми. Не было той связи, без которой учебный процесс более эффективен. И, наоборот, есть учителя, которые растворяются в детях, дышат ими. И в ответ получают тотальное доверие, безграничное понимание, чего от них хотят, чему учат. И пусть уровень их подготовки не сразу достиг пика, вместе с учениками они росли, развивались, добивались многого. Поэтому, я считаю, очень повезло тем педагогам, о ком говорят – «Он добрый учитель».

На извечный вопрос – кто учит: семья или школа? Мой собеседник отвечает с уверенностью доки, аксакала с сорокодвухлетним стажем работы в системе образования.

– Мы в школе можем лишь развить те ценности, качества, которые закладываются в семье. Родители стоят у истоков формирования личности, они подают пример своим поведением, формируют шкалу ценностей, задают направление в развитии ребёнка. Мы же с этим уже работает, оттачиваем, разжёвываем, если хотите. Опять же, дети крайне проницательны и принципиальны по своей природе. Пока жизнь не научила их лицемерить, лукавить, они откровенно прямолинейны. Тем более к учителю. И если обычному человеку многое они могут простить, то с учителя спрос особый, он всегда на виду. И каждое его слово, поступок анализируются. Ведь учитель учит, значит и сам должен быть образцом, и не только в школе. А в том числе в обычной жизни – 24/7. Особенно в сельской местности это видно.

Невозможно сполна отдавать себя любимому делу, если за твоими плечами нет надежного тыла. У нашего героя он есть – это его любимая супруга, Ольга Михайловна.

Вместе они отработали более сорока лет в одном коллективе. Поэтому знают о профессии всё и, как говорится, ещё больше. А теперь, когда появилось больше свободного времени (супруги Чумаковы также рука об руку как пришли работать в школу, и также вместе ушли на заслуженный отдых,авт.), Николай Михайлович шутит, что пришло время отдавать долги семье. Вместе проводить время даже в выходные не всегда получалось, поэтому накопилось приличное количество «человекочасов», которые он намерен полностью отдать своим близким. А это и рыбалка, и походы в лес. Особенно большие планы у супругов на обзорные экскурсии по нашей стране. Открыли для себя, какая красивая у нас страна, какие живописные есть места. И хотят теперь побывать в самых разных уголках нашей родины. И заслуженно. Дочь давно выросла, подарила Чумаковым внука. Есть возможность наверстать то, на что раньше катастрофически не хватало времени. Короче, пожить для себя.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *