За пост в ответе

Границы между офлайн- и онлайн-миром давно стерты. В интернете мы общаемся и работаем, развлекаемся и делаем покупки. При этом парадокс: когда дело касается реальной ответственности за слова и поступки в сети, многие оказываются не готовы к такому повороту. Нужно ли регулировать информационные потоки в виртуальном пространстве? 

Кто и как это должен делать?

Не отпускать на самотек 

В прошлом году Министерство информации ограничило доступ к 3388 деструктивным ресурсам. 

— Многие из них — это зеркала (копии. — Прим. ред.) деструктивных ресурсов, — пояснил заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов. — Чем они опасны? Это и продажа наркотиков, и порнография, и ресурсы, которые рекрутируют и рассказывают о различных экстремистских формированиях. Это и пропагандистские деструктивные экстремистские ресурсы. Кроме того, многочисленные проявления в интернете медиаподобных, так называемых мимикрирующих под журналистику авторов, которые исполняют свою функцию воздействия на неопределившиеся, лояльные или думающие несколько иначе круги нашей аудитории.

Последние, к слову, проявляют сейчас небывалую активность в соцсетях и мессенджерах. Причем западные площадки вроде YouTube, Facebook и Instagram весьма агрессивно продвигают такой контент на белорусскую аудиторию. Например, 1 августа, в день, когда наши выпускники вышли на работу по распределению, в лентах у многих мелькал ролик бег­лых о том, «почему отработку в Беларуси нужно отменить». Из аргументов из уст «журналистов» звучали дикие фейки вроде «зарплата — 80 рублей». На секундочку, минимальная заработная плата в Беларуси составляет 626 руб­лей в месяц.

Или другой пример явного деструктивного информационного влияния: один из русскоязычных блогеров с миллионами подписчиков, который с 2022 года живет за границей, в этом месяце вдруг решил переключиться на белорусскую повестку. Записывает ролики, где пытается говорить на мове. С чего вдруг? Объясняет это тем, что «хотел бы притянуть внимание к языку, на котором мало говорят даже сами белорусы». Впрочем, не прошло и недели, как веселые языковые видео сменились политическими, где блогер с серь­езным видом восхваляет беглых «шатателей рэжыму». Уж не к электоральной ли кампании 2025-го приурочено это несуразное шоу?

Владимир Перцов относительно подобных явлений в интернете отмечает: нам противостоит эффективная высокотехнологичная машина. И ее не стоит недооценивать.

— Это технологические гиганты из недружественных государств, управляемые корпорациями и людьми, которые преследуют глобальные, в том числе геополитические и экономические цели в отношении в целом коллективного Востока, не только нашей страны. И которые используют данные цифровые возможности как инструмент по донесению своих геополитических стратегических целей. Поэтому наивно относиться к этому нельзя, — уверен заместитель Главы Администрации Президента. 

Думать самостоятельно

Информационная безопасность — один из главных критериев стабильного развития всех сфер жизни страны. Только общество, которое способно адекватно оценивать реальность и действовать исходя из национальных интересов, имеет шанс на независимость в будущем. Такого мнения придерживается заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Олег Романов:

— Именно поэтому государство должно уметь контролировать свое информационное пространство. Если с точки зрения законодательства блокировка того или иного ресурса целесообразна, то этим рычагом необходимо пользоваться, — уверен депутат. — С другой стороны, одним только запретом проблему не решить. Важно заниматься просвещением общества, чтобы оно в критические моменты могло само отличить правду от лжи. Важным уроком для нас стали события 2020 года, которые впоследствии активизировали точечную работу с населением на местах: диалоговые площадки, открытые встречи с экспертами, тематические форумы. 

Президент всегда ориентирует на открытые и доверительные отношения между государством и обществом. Он предельно откровенен как в своих больших обращениях к народу и Парламенту, так и в разговорах с простыми людьми во время рабочих поездок по городам и селам страны. 

— Брать пример с Главы государства должны и остальные представители власти. Для чего проводятся единые дни информирования? Это своеобразная форма отчета депутатов и чиновников перед населением. Ведь именно народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета страны. Он вправе знать, что происходит, из первых уст, а не из TikTok и Telegram, — убежден Олег Романов.

Тем не менее мы живем в эпоху доступной информации. Соцсети и мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь. Там рабочие и родительские чаты, полезная информация и свежие новости — удобно.

— Как современному человеку ориентироваться в огромных информационных потоках и не потерять себя, свои ценности? Придерживаться правил информационной гигиены, — советует Олег Романов. — Признаюсь, в какой-то момент я тоже увлекся телеграм-каналами. Мог читать там новости часами. Но потом понял, что это не обогащает меня, а, наоборот, идет во вред. Верным решением было оградить себя от избыточного потока новостей, оставив парочку каналов, которые дают только проверенную информацию в сжатом виде. Каждый должен сам заботиться об информационной гигиене.

По мнению депутата, сейчас нет более надежного источника информации, чем государственные СМИ:

— Они опираются на правду и не пытаются набрать аудиторию за счет фейков и откровенного вранья. У них есть четкая позиция — защита национальных интересов и объективное отражение реальности. А вот какие цели преследовали авторы ресурсов, которые финансировались из-за рубежа и которые сегодня признаны экстремистскими, догадаться нетрудно. Да они и сами этого уже не скрывают.

КСТАТИ

В любом вопросе важно исходить из национальных интересов. Каковы они у нашей страны с информационной точки зрения? 

Например, развитие безопасной информационной среды и информационного общества. Защита общества от деструктивного информационного воздействия. Реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации. И даже сохранение национальной идентичности и памяти о героическом прошлом белорусского народа в информационном пространстве. Все это не общие рассуждения, а конкретные формулировки из обновленной Концепции нацбезопасности, принятой в этом году на заседании ВНС.

В ТЕМУ 

В западной прессе любят разгонять миф о том, что в Беларуси и России легко угодить в тюрьму за посты и комментарии. Причем преподносится это всегда в ключе нарушения свободы слова. Авторы таких материалов всегда намеренно вводят читателя в заблуждение размытыми формулировками и сокрытием важных деталей. Например, о том, что в постах фигуранта могли содержаться призывы к насилию, изображения экстремистской символики или он вообще оскорблял представителей государственной власти. В нашей стране за подобные выходки предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Все в рамках действующего законодательства. 

Справедливости ради стоит заметить, что на Западе на такие вещи не смотрят сквозь пальцы. Более того, законодательство в этой части похлеще нашего. 

Digital Society Project, который отслеживает уровень мониторинга соцсетей в различных странах и вероятность ареста за политические высказывания, указывает на то, что во Франции одна из самых высоких плотностей мониторинга соцсетей в мире. Ни одно оскорбление в адрес Эмманюэля Макрона не остается незамеченным: людей наказывают за каждое нелестное словцо. 

В США «свободу слова» тоже держат в ежовых рукавицах закона. Еще десять лет назад 18-летний парень из Техаса во время онлайн-игры неудачно пошутил в Facebook по поводу стрельбы в детском саду. Хотя тут же обозначил: это шутка. Но никто на это не посмотрел — отправили за решетку. На протяжении пяти лет семья и адвокаты молодого человека добивались снятия обвинений в уголовном преступлении.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *