Каждый уголок земли неповторим и дорог тем, кто в нем живет. Славгородчина – присожский край, живописный уголок Могилевщины, который богат своими традициями и славится многовековой историей.

О многих исторических и культурных брендах Славгородского района знают далеко за его пределами.

Это и единственный в восточной Европе восходящий родник «Голубая криница» старинное название которого «Синий колодец». Он признан памятником природы

республиканского значения, имеет статус историко-культурной ценности

Именно сюда на это святое место традиционно 13-14 августа совершается паломничество. Этот год не стал исключением, несмотря на будничные дни неиссякаемый поток паломников прибывал до самого позднего вечера.

Традиция паломничества и поклонения источнику «Голубая криница» жителями Могилевской и Гомельской областей, смежных районов России является культурным явлением региона, которой уже больше 1000 лет, остается самым массовым на территории Могилевской области.

Праздник «Маковей» уже стал традиционным на Славгородчине. Проходит он ежегодно в живописном месте возле памятника природы республиканского значения «Голубая криница» близ д. Клины. Проводится в честь Животворящего Креста Господня, Пречистой Божьей Матери, семи мучеников Маккавеев и приуроченный первому (медовому) Спасу, который отмечается 14 августа

Самыми важными событиями праздника «Маковей» по традиции стало вечернее богослужение и утреннее молебное пение с акафистом у часовни, освещение криницы, и крестный ход. Его провел Архимандрит Афанасий с участием студентов и выпускников Минской духовной семинарии начала 2000-х годов – протоиерей Андрей Выговский из г. Горки Могилевской области и священник Дмитрий Можейко из г. Глубокое Витебской области, также в богослужении участвовал аспирант Минской духовной академии Петр Черняков.

Согласно поверьям, как и несколько веков назад, все от мало до велика стремились трижды перейти криницу, более смелые окунались в ней. Делается это для того, чтобы очистить душу и исцелить тело от недугов.

Все дни для паломников, пришедших к Голубой кринице, были организованы выставки-продажи: сувенирной продукции, изготовленной народными мастерами и умельцами из регионов Могилевской области и других областей Беларуси «Творчая мазаіка роднага краю» и «Цуды таленавiтых рук». Каждый, желающий мог поучаствовать в мастер-классах по различным видам ремесел и декоративно-прикладного искусства «Зробiм цуд сваімi рукамі».

Самой популярной и долгожданной, пользующейся спросом, стала ярмарка «Мядовы Спас». Здесь можно было попробовать мед, узнать о целебных свойствах этого чудного лакомства, познакомиться со знатными пчеловодами, и, конечно же, приобрести самый вкусный мед. Еще один бренд Славгородчины – наши сыры. Выставка-продажа продукции мастеров-сыроваров «Сырныя прысмакі – усім да смака» также манила своими сырными ароматами. Работали интерактивные площадки. Презентовался туристический потенциал Славгородского района «Слаўгарадчына турыстычная». Были организованы прокат туристического оборудования, экскурсии для желающих у источника «Голубая криница.

Работа торговых объектов и объектов общественного питания была очень разнообразной.

Помимо религиозной составляющей, наполнением стала культурная программа. С национальным колоритом прошел региональный праздник-конкурс «Спас– усяму час». На мероприятии присутствовали почетные гости: председатель районного Совета депутатов Светлана Езерская, Олег Хмельков – директор учреждения культуры «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы», председатель республиканского совета по вопросам клубной деятельности и народного творчества при Министерстве культуры Республики Беларусь, член совета по культуре при Министерстве культуры Республики Беларусь.

Конкурсантами выступили фольклорные, вокальные ансамбли Могилевской области. Компетентное жюри во главе с председателем жюри – заместителем председателя райисполкома Ольгой Василевской определили лучших среди коллективов и индивидуальных исполнителей народной песни. Каждый творческий коллектив был отмечен заслуженной наградой.

 Яркое самобытное пение – возрождается, традиции от наших прабабушек переходят из поколения в поколение. Фольклорный конкурс – это уникальная возможность сохранить наши культурные традиции.

По отзывам гостей, а также и наших славгородчан, праздник состоялся, а по-другому и быть не могло. Ведь это место силы, любви, веры, надежды и вдохновения. Если не были еще ни разу – приезжайте, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКА

Голубая криница является самым крупным родником на территории Восточной Европы. Памятником природы республиканского значения криница стала в 1985 году. Родник представляет собой озеро диаметром 20-25 метров, окруженное со всех сторон деревьями. Вода в озере имеет необычный голубовато-изумрудный цвет.

За сутки из источника «извергается» около 5000 кубометров воды, он уникален своей небывалой мощностью. Говорят, что в старину, источник бил в высоту на несколько метров, словно фонтан. Когда дайверы чистили криничное озеро, исследовали состав воды и пытались обследовать шахту, но так и не смогли достичь ее дна. Из криницы вытекает ручей, впадающий в речку Голуба. Вода «Голубой криницы» обладает высокими питьевыми качествами и, по данным института геохимии и геофизики АН Беларуси, служит эталоном чистоты подземных вод. Примечательно то, что зимой источник не замерзает. Температура воды постоянная и зимой, и летом: 8 градусов по Цельсию. В народе ходит поверье о целебных свойствах воды «Голубой криницы». Паломничество в Клины было самым массовым на территории Беларуси и не прекращалось никогда.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА СВЯТЫХ МАККАВЕЕВ

Поскольку народные названия праздника – «первый (медовый) Спас», «Спас на воде», «Маковей (Макавье)» – не дают исчерпывающего объяснения отмечаемым событиям, требуются некоторые пояснения.

О мучениках Маккавеях. Они жили в Палестине во втором веке до Рождества Христова. Многие страны Ближнего Востока в то время были под властью сирийского царя Антиоха Епифана. Этот царь приказал уничтожить самобытную культуру каждого покорённого народа и создать «единый народ с одним языком, религией и культурой». В Иерусалиме Храм Божий был осквернён, а в нём поставлены языческие статуи. И когда многие стали колебаться и отпадать от истинного Богообщения в мерзкое язычество, Господь дал силу и крепость святым мученикам Маккавеям в исповедании веры.

Бедная вдова Соломония имела семерых детей, младшие из которых были ещё подростками. Они воспитывались учителем Елеазаром, который дал им не только навыки чтения, письма и счёта, но в первую очередь научил их твёрдой вере в Бога и любви к своему Отечеству. Всех их схватили и принуждали отречься от своих убеждений, Учитель Елеазар был судим и замучен в Иерусалиме, а Соломонию с детьми отправили на царский суд в Сирию. Царь Антиох хотел во что бы то ни стало добиться от них отречения от Бога, поскольку пример твёрдости этой женщины и детей призывал народ к борьбе с захватчиками. Детей по одному подвергали страшным пыткам на глазах у матери и братьев. Все они были убиты, но остались тверды в своём исповедании. Подвиг этой семьи воодушевил народ на восстание против Антиоха и освобождение Иерусалима и его святынь от поруганий. Память святых мучеников Маккавеев благоговейно сохраняется на протяжении «тысячелетий по всему миру. На Руси к их молитвенному предстательству прибегали в периоды иноземных нашествий. Белорусский народ, боровшийся на протяжении веков за свою веру, язык и культуру особенно почитал святых мучеников Маккавеев, черпая в их подвиге силы для своего Противостояния иноземным и иноверным влияниям.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ПЕРВОГО (МЕДОВОГО) СПАСА

Символом победы в христианстве является Крест, и мы почитаем его, поклоняясь Распятому на нём Спасителю мира. В честь Креста Господня есть несколько особых праздников в течение года, один из них совпадает с праздником святых Маккавеев.

Подлинный Животворящий Крест Христов был найден в IV веке святой царицей Еленой и перенесен в столицу Византийской империи Константинополь. В этом городе летом нередко вспыхивали эпидемии. Когда же 1 августа (14 августа по новому стилю) Святой Крест вынесли на улицы и площади Константинополя для совершения молебнов и освящения города и его жителей, эпидемии прекратились, а воздух и вода очистились от заразы. Частицы Креста разошлись по всему миру, и в других городах и странах начали совершать этот праздник. Так он пришел на Древнюю Русь, поскольку и сюда были доставлены частицы драгоценнейшей святыни христианства. Преподобная Евфросиния Полоцкая также устроила Святой Крест для нашего народа и вложила туда переданную ей частицу Честного Древа. Сейчас во всех храмах 14 августа совершается чин выноса Креста Христова и поклонение Распятому и Воскресшему Сыну Божьему.

ИЗ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

14 августа вспоминается Крещение Руси, бывшее в 988 году. Святой князь Владимир повелел всем киевлянам прийти на Днепр и креститься. В память об этом было установлено ежегодно освящать воду, особенно на реках и источниках, куда из храмов выходили крестным ходом. С крещением Руси связано почитание святого источника в Клинах Славгородского района. Известно, что в древности на территории Славгородского и других районов жило племя радимичей, главнейшей святыней которых был источник «Синий колодец» (современное название – «Голубая криница»). Радимичи платили дань киевскому князю. Когда же они отказались это делать, князь Владимир послал против радимичей свое войско во главе с воеводой Волчьим Хвостом. В 984 году в окрестностях Славгорода на реке Пищань (Песчанка) радимичи были разбиты и снова стали данниками Киева. Почему в этой местности произошла эта битва? Потому что радимичи собрались именно здесь, недалеко от источника в Клинах, для защиты своей главной святыни. В скором времени после Крещения киевлян князь Владимир повелел крестить всю Русскую землю, и радимичи были собраны на «Синем колодце», где и произошло Крещение этого племени. И с тех пор ежегодно жители местностей, где в древности жили радимичи, стремятся попасть в Клины, чтобы набрать воды из этой купели Крещения наших предков.
Паломничество в Клины было самым массовым на территории современной Беларуси и не прекращалось никогда. Во время хрущевских гонений на Церковь в 1960-е годы все места паломничеств в БССР были ликвидированы, кроме криницы в Клинах, куда, несмотря на запреты и разгоны, всё равно приходили люди и молились на этом святом месте.

Сейчас «Синий колодец» и место вокруг него взяты под охрану государства. В часовне совершаются богослужения. В Клины приезжают для того, чтобы помолиться, испить и набрать водички, окунуться в источнике, с благоговением, в тишине и спокойствии побыть на этом святом месте, чтобы частичку святыни увезти в своей душе, очищенной и просветленной.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *