В каждом городе нашей страны есть улицы, переулки, проспекты, площади, названные в честь героев Великой Отечественной войны как дань памяти, мужеству, отваге и самопожертвованию этих людей.

Славгород не является исключением. В нашем городе есть улицы, которые носят имена знаменитых людей, героически сражавшихся на фронтах той кровавой войны, защищая наш район и Родину

от врага, которые совершили подвиг во имя того, чтобы мы сегодня жили под мирным небом

В этом году отмечается 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Но мало кто помнит имена героев Великой Отечественной войны и их боевые подвиги. В связи с этим знаменательным событием мы хотим освежить в народной памяти имена легендарных лётчиков, полководцев, подпольщиков и партизан, в честь которых названы улицы нашего города. Может быть, на одной из этих улиц живёте именно вы?

Михаил Борисович ЛОБАНОВ (1912–1943 гг.) – военный летчик, гвардии капитан.

Родился 17 апреля 1912 года в Пропойске (Славгороде).

В 1932 году Михаил Лобанов добровольно пошел служить в Красную Армию. В 1933 году окончил Военную авиашколу механиков в Ленинграде. С декабря 1933 года служил младшим авиамехаником в 41-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи 11-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады г. Воронежа.

С сентября 1934 года являлся слушателем 1-й Военной школы летчиков им. А.Ф.Мясникова (п. Кача, Севастополь), которую закончил в 1935 году. Далее был направлен младшим летчиком в часть в 41-ю тяжелобомбардировочную авиационную эскадрилью 11-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады ВВС Московского военного округа.

Переведен младшим летчиком в 92-й авиаотряд ВВС Забайкальского военного округа, далее командиром звена в 72-й истребительный авиаполк ВВС Забайкальского военного округа. 

В сентябре 1938 года Михаил Лобанов направлен летчиком-инструктором по технике пилотирования в Читинскую Военную авиационную школу пилотов ВВС Забайкальского военного округа. В октябре 1939 года школа перебазировалась в Батайск. Служил старший лейтенант Михаил Лобанов в должности командира звена Батайской школы. Летал на истребителях И-15 и И-16.

В ноябре 1940 года был направлен командиром звена в 154-й истребительный авиаполк 39-й истребительной авиадивизии ВВС Ленинградского военного округа. С мая 1941 года – заместитель командира авиационной эскадрильи 154-го истребительского авиационного полка ВВС Ленинградского военного округа.

С сентября 1941 года Михаил Лобанов служил командиром звена 153-го истребительного авиаполка 5-й смешанной авиадивизии. С февраля 1942 года – командиром авиационной эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка, который в марте был преобразован в 14-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Ленинградского фронта. Летал на истребителях МиГ-3, ЯК-1, Як-7.

В Великой Отечественной войне Михаил Лобанов участвовал с июня 1941 года. К февралю 1942 года он произвел 179 боевых вылетов, провел 14 воздушных боев. Лично сбил один самолет противника и 1 самолет противника сбил в группе.

С февраля 1942 года до марта 1943 года произвел 65 боевых вылетов на сопровождение и разведку, провел 10 воздушных боев с превосходящими силами противника, в которых лично сбил 1  вражеский самолет, а в групповом воздушном бою еще 4 самолета.

19 марта 1943 года в воздушном бою в районе Новолисино Тосненского района Ленинградской области Михаил Лобанов сбил самолет противника ФВ-190. Каждый воздушный бой давался большой кровью. Гибли боевые товарищи.

30 марта 1943 года в очередном воздушном бою под поселком Синявино-Кировского района Ленинградской области в паре сбил самолет противника ФВ-190.

3 апреля 1943 года, будучи ведущим в составе пятерки, в групповом воздушном бою в районе Синявино сбил три самолета противника.

9 мая 1943 года Михаил Лобанов был сбит в воздушном бою истребителем противника. Упал с горящим самолетом в районе 6–8 км севернее Тосно на территории, занятой противником. Считался пропавшим без вести.

В оперативной сводке штаба 14-го гвардейского истребительного авиационного полка на 9 мая 1943 года записано: «…В период с 9:42–10:30 группа из четырех самолетов Як-1 (ведущий Лобанов) вышла в район Тосно для встречи возвращающегося с разведки Пе-2. В районе Тосно вступили в воздушный бой с шестью ФВ-190 и шестью Ме-109, пытавшимися уничтожить наш самолет-разведчик. В результате боя, по докладам экипажей, сбито четыре ФВ-190: капитаном Лобановым, капитаном Дубовиком, капитаном Мочаловым и старшим лейтенантом Михайловским. Свои потери – один Як-1, капитан М. Лобанов упал вместе со сбитым им самолетом ФВ-190 в 8 километрах севернее Тосно…».

На момент гибели Михаил Лобанов совершил более 200 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 3 самолета противника лично и 9 в группе.

Место падения самолета Як-1, где были найдены останки Михаила Лобанова, было обнаружено лесником Сергеем Русевым осенью 2004 года в районе дороги Ульяновка-Кировск. В течение осени 2004 года и половины 2005 года поисковыми отрядами «Космос» (Военно-инженерной космической академии имени Можайского), под руководством подполковника Николая Малыгина и «Иван Сусанин» из города Колпино под руководством Константина Москвина проводились поисковые работы на месте падения самолета. При обследовании были обнаружены останки пилота, части пристяжной системы парашюта, обнаружен один офицерский погон, свидетельствующий о том, что погибший имел звание капитана.

При обследовании обломков самолета был установлен его номер – 22112 и номер двигателя – М-105ПФ №4-1610. 21 января 2006 года на воинском мемориале в поселке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области состоялась торжественно-траурная церемония захоронения останков летчика.

Михаил Лобанов награжден орденом Красной Звезды (1942 г.), орденом Отечественной войны I степени (1943 г.).

В Славгороде одна из улиц носит имя Михаила Лобанова.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *