С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло 38 лет
В нашей стране проживают свыше 70 тыс. ликвидаторов. Более 1 млн. мирных жителей пострадало от последствий катастрофы. В числе наиболее пострадавших и Славгородский район. Государство участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляет социальную поддержку. О пенсионном обеспечении, предоставлении льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС мы побеседовали с начальником управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Ольгой Ивановой
Кому и при каких условиях предоставляется право досрочного выхода на пенсию по возрасту по Закону о ЧАЭС?
Пенсионное обеспечение лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей производится с учетом норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года №9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).
Пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС назначаются со снижением возраста, установленного статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении»:
1) принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году – на 10 лет.
2) принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) – на 5 лет.
При этом обязательным условием для назначения пенсии по возрасту является наличие у участников ликвидации стажа работы не менее 20 лет – для женщин и не менее 25 лет – для мужчин и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 19 лет и 6 месяцев.
Документами, подтверждающими право на пенсию с уменьшением возраста, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.
В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 года №777, время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений.
В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.
В случае, если необходимые документы не сохранены, факт и период такой работы могут быть установлены в судебном порядке.
Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 33 Закона о ЧАЭС).
Как рассчитывается пенсия участникам ликвидации, кому положены надбавки?
Исчисление досрочной пенсии по возрасту участникам ликвидации производится по общим нормам пенсионного законодательства, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) для исчисления пенсии по возрасту.
Дополнительно к пенсии назначаются надбавки:
– гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту:
– инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет – 100 %;
– инвалидам II группы – 75%;
– инвалидам III группы – 50%.
– участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986–1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции, – 50% минимальной пенсии по возрасту;
– участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988–1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции, а также гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии – 25% минимальной пенсии по возрасту.
Минимальный размер пенсии по возрасту на сегодняшний день составляет 101,69 рубля.
Есть ли надбавка к пенсии при наличии удостоверение ликвидатора (статья 20 Закона о ЧАЭС)?
Довольно часто сталкиваемся с таким вопросом, но… Право на получение надбавки возникает только в том случае, если гражданин принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988–1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или на самой атомной станции. Надбавка к пенсии в этом случае составляет 25% минимального размера пенсии по возрасту.
Есть ли льготы по исчислению стажа лицам, работавшим на загрязненных территориях?
Да, статьей 38 Закона о ЧАЭС установлен льготный порядок зачета в стаж периодов работы, военной службы или службы в зависимости от времени и зоны, в которой протекали эти виды деятельности. Так, время работы военной службы или службы, на эксплуатации ЧАЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с 26 апреля 1986-го по 31 декабря 1987-го засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988-го – в полуторном. Если работа, военная служба или служба протекала в зоне первоочередного или последующего отселения, то с момента аварии на ЧАЭС она подлежит зачету в стаж работы в полуторном размере.
Как видим, законодательство предусматривает довольно обширный перечень льгот и гарантий в части пенсионного обеспечения граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Какие льготы и гарантии предусмотрены гражданам, проживающим на территории радиоактивного загрязнения, при назначении государственных пособий?
Здесь речь пойдет о назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – пособие).
Статьи 21, 22 Закона о ЧАЭС предусматривают выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере 150% от установленного законодательством размера. Данная льгота положена гражданам, проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение.
Право на выплату пособия в повышенном размере имеют лица, осуществляющие уход за ребенком, которые:
– зарегистрированы по месту жительства в населенном пункте, находящемся в зоне последующего отселения или зоне с правом на отселение;
– имеют удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, подтверждающее право на льготы в соответствии со статьями 21, 22 Закона о ЧАЭС в населенном пункте, в котором они зарегистрированы по месту жительства;
– фактически проживают в населенном пункте, в котором они зарегистрированы по месту жительства;
– осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, который фактически проживает совместно с лицом, осуществляющим такой уход, либо в одном с ним населенном пункте.
Пособие в повышенном размере назначается и выплачивается не ранее дня выдачи удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
В случае временной регистрации за пределами населенных пунктов, относящихся к зоне с правом на отселение, зоне последующего отселения, право на пособие в повышенном размере будет утрачено.
Приведем примеры:
1. Гражданка зарегистрирована по месту жительства в г.Славгороде, имеет удостоверение, предоставляющее право на льготы в соответствии со статьей 22 Закона о ЧАЭС на период проживания в г. Славгороде, однако фактически проживает в агр. Телеши Славгородского района.
В приведенной ситуации не выполняется условие о постоянном (преимущественном) проживании гражданки на территории радиоактивного загрязнения в зоне с правом на отселение. Поэтому пособие в повышенном размере (150%) не назначается.
2. Гражданка зарегистрирована по месту проживания в г.Славгороде с 2021 года, имеет удостоверение, предоставляющее право на льготы в соответствии со статьей 22 Закона о ЧАЭС на период проживания в д. Красный Восход, выданное в 2012 году.
В данном случае права на получение пособия в повышенном размере нет, поскольку гражданка не имеет удостоверения, предоставляющего право на льготы в соответствии со статьей 22 Закона о ЧАЭС в населенном пункте, в котором она зарегистрирована, т.е. в г. Славгороде.
В случае необоснованной выплаты пособия в повышенном размере получателю необходимо возместить необоснованно полученные средства в установленном законодательством порядке.
3. Гражданка временно зарегистрировалась в населенном пункте, не относящемся к зоне последующего отселения или зоне с правом на отселение.
О данном обстоятельстве по месту выплаты пособия не сообщила, продолжала получать пособие в повышенном размере.
В данном случае выплата пособия в повышенном размере ей будет прекращена с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения данного обстоятельства. Необоснованно полученные средства также придется возместить.
В вашей практике были случаи возврата необоснованно полученных сумм пособия?
Такие случаи не единичны как в целом по Республике, так и в нашем районе.
В 2023 году судом Славгородского района принято решение о возмещении незаконно полученного пособия в размере 150% от этого пособия, в отношении гражданки, зарегистрированной в г. Славгороде, однако фактически проживающей в одном из областных центров.
По вопросам, касающимся порядка назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, необходимо обращаться, в комиссию по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности по месту выплаты таких пособий.