79 лет назад, 25 апреля 1945 года, состоялась знаменитая встреча на Эльбе. Там были и белорусы Степан Прибыщук и Александр Сильвашко, фотоснимки с которыми облетели всю планету. Вот эти фото

…29 марта 1945 года рейхминистр вооружения и военного производства Альберт Шпеер писал Гитлеру: «Военные удары, которые Германия получила в последние недели, сокрушительны. Не от нас теперь зависит, куда повернет судьба».

Прав был фашист, от главарей вермахта в этой войне уже ничего не зависело, но вот судьбы автора и адресата письма сложились по‑разному. Гитлер застрелился через месяц, а Шпеер умер в дорогом лондонском отеле в 1981 году. Ему было 76 лет, из которых он 20 провел в тюрьме как военный преступник. Возможно, среди британских солдат, арестовавших Шпеера 23 мая 1945 года, был и Альфред Гадде. Он месяцем ранее сделал совместное фото с красноармейцем из Белоруссии Степаном Прибыщуком. Снимок облетел весь мир и вошел в историю под названием «Встреча на Эльбе».

Как минимум два белоруса стали героями исторических фотосессий в конце апреля 1945 года недалеко от немецкого городка Торгау на реке Эльбе. 

Об одном из них — Александре Сильвашко, уроженце деревни Колки Клецкого района — много писали в белорусской прессе, но вот о втором — Степане Прибыщуке из полесской деревни Ляховичи — известно совсем мало. Хотя снимок с его изображением стал всемирно известным еще 79 лет назад.

О Степане Ивановиче нам рассказали его сын Николай и двоюродный брат, 97‑летний ветеран Великой Отечественной войны Роман Романович Прибыщук. Прежде чем мы коснемся личной истории, давайте обратимся к военной, 1945 года.

Дорога к Эльбе

25 апреля 1945 года в 13:30 состоялась легендарная встреча советских и американских военных на Эльбе близ немецкого городка Торгау. Встретились передовые подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии 5‑й гвардейской армии 1‑го Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии 1‑й армии США. Таким образом, территория Германии, равно как и остатки группировки сил вермахта, оказалась рассечена надвое. Сопротивляться в этих условиях немцы уже не могли. Москва салютовала встрече в Торгау 24 залпами из 324 орудий, такие же торжества прошли на Таймс‑сквер в Нью‑Йорке.

Впоследствии командующий армией союзников генерал Омар Брэдли вспоминал, что американцы ждали русских на Эльбе 12 дней, ведь на линию, определенную на Ялтинской конференции, они вышли еще 12 апреля. 

Но получив приказ оставаться на месте, англосаксы дисциплинированно ожидали союзников. 

К слову, к берегам Эльбы американцы, можно сказать, доехали с ветерком и комфортом. В отлитие от русских, которые прошли с тяжелейшими боями и огромными потерями.

Корни

Род Прибыщуков на Полесье обосновался давно. Его старейший представитель, 97‑летний Роман Романович Прибыщук, партизан и ветеран Великой Отечественной, рассказал «СБ», что истоки его рода идут в Запорожскую сечь. Пройдя суровыми жизненными путями в ХIХ веке, Прибыщуки обосновались в Ляховичах, через которые протекает речушка Ведьма. Именно отсюда, прошагав пол‑Европы, двоюродный брат Романа Романовича Степан вошел в мировую историю. В первую очередь, конечно, благодаря победе над фашизмом, и во вторую — благодаря двум фотографиям 1945 года с немецкой реки Эльбы. На первой он позирует на фоне реки вместе с британским часовым Альфредом Гадде, на второй — протягивает для рукопожатия руку американскому солдату на полуразрушенном мосту.

— Мы неод­нократно об­­суждали со Степаном то событие, — рассказывает Роман Романович. — Брат был удивительно скромным человеком и, вспоминая апрель 1945‑го, смущался. Говорил, что обе фотографии, как утверждал тогда политрук полка, «облетели весь мир». Степан служил понтонером во 2‑м понтонном батальоне и буквально за пару недель до встречи на Эльбе получил медаль «За боевые заслуги». За то, что под массированным огнем навел переправу через реку Одер.

К слову, фотография, где Степан на переднем плане в шапке‑ушанке протягивает руку американскому солдату, была впервые напечатана в полковой газете, которую фронтовик привез на родину в Ляховичи и берег как зеницу ока.

Ну, за Победу!

Поскольку встреча союзников на Эльбе была запланированной, в ее преддверии Георгий Жуков отдельной директивой предписал правила поведения советских военнослужащих. Приведем выдержки: «иметь опрятный вид», «относиться к союзникам «приветливо», «никаких сведений о наших планах и боевых задачах наших войск никому не сообщать», «инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать».

О приглашениях союзников следовало немедленно докладывать вышестоящему командованию. Как этот пункт директивы выполнялся, можно судить по мемуарам генерала армии Брэдли «Записки солдата». Цитируем фрагмент: «Русские банкеты на Эльбе начались со штабов дивизий, и, по мере того как этот обычай распространялся, штабы соединений и объединений пытались перещеголять друг друга в обилии закусок и напитков. Русская водка и бесконечные тосты за победу уже свалили с ног офицеров нескольких штабов…»

К слову, пока американские, британские и советские военнослужащие обнимались, братались, обменивались подарками и поднимали тосты за общую победу, Уинстон Черчилль, примерно в этот период, приказал Объединенному штабу планирования Военного кабинета изложить мнения по поводу военной операции «Немыслимое» против… Советского Союза. Операцию, в которой против нас должны были выступить при поддержке десятка немецких (!!!) дивизий британские и американские войска, планировалось начать 1 июля 1945 года. 

Так называемые союзнички хотели ни много ни мало «выдавить» советские войска из Польши, за освобождение которой 600 тысяч советских военнослужащих уже отдали свои жизни. 

Только страх поражения остановил нацистов и англосаксов от реализации подлого плана.

Сын за отца

Мы связались с сыном Степана Прибыщука, проживающим ныне в Ляховичах. Он рассказал:

— Да, на обоих фото мой отец. Тогда ему было 34 года. Он рассказывал, что для позирования специально людей подбирали. Наверное, он по типажу подошел. В кадре он улыбается, а ведь два года назад фашисты заживо сожгли его сыновей, Колю и Егора. Это было в январе 1943‑го. Отец с мамой поехали с хутора в Ляховичи в церковь. По дороге они разминулись с полицаями и фашистами. А эти сволочи ехали на хутор. Кто‑то из соседей‑предателей сообщил, что отец является партизанским связным. 

Фашисты приехали к хате, а там соседка со своими малыми двумя детьми и Коля с Егором, за которыми ее попросили присмотреть. В общем, эти нелюди загнали всех в сарай и подожгли его. Так они впятером там и сгорели. Живьем. 

Не хочу даже думать, что в душе у родителей было, когда они приехали на пепелище. Всех пятерых похоронили рядом. А отец ушел к партизанам. В начале весны 1944‑го они с мамой зачали меня, летом папа ушел на фронт и дошел до Берлина. Я родился в январе 1945‑го. Когда отец вернулся домой, мне было уже за полгода. В 1951‑м у папы с мамой родился еще один сын — Павел. Всю свою жизнь отец проработал в колхозе, на фермах, в поле и т.д. Был очень простым и скромным. Мало кто подозревал, что это он на этих исторических фотографиях 1945 года. Как и все люди труда, он предпочитал много не говорить, а много работать. Фотографии с Эльбы для нашей семьи величайшая драгоценность, историю которых мы постараемся бережно передать следующим поколениям нашего рода. Также в память об отце у нас остались его фронтовые награды: медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Умер отец 28 июля 1979 года. Похоронили его в Ляховичах.

97‑летний Роман

­Напомним, что фотографии с Эльбы в редакцию передал партизан, фронтовик Великой Отечественной Роман Романович Прибыщук, который, к слову, является ровесником нашей газеты. Роман Романович родился в августе 1927‑го. И мы надеемся, что 100‑летние юбилеи и издания, и Романа Романовича будут отпразднованы достойно.

В целом личность Романа Прибыщука заслуживает отдельного материала. Ведь его судьба тесно переплелась с героической историей нашей родины. В годы оккупации Степан сражался с фашистами в партизанском отряде, после освобождения Белоруссии был направлен на фронт, после Великой Победы вернулся в Белоруссию и еще 7 лет в составе группы КГБ ловил и уничтожал в Налибокской пуще остатки фашистских прихвостней. Представьте себе, что последнего предателя там ликвидировали только в июле 1952 года!

А еще Роман Романович сетует, что историческая правда в последние годы стала размываться. 

И сегодня западный мир уже уверен, что победа над фашизмом была достигнута исключительно благодаря войскам союзников во главе с Черчиллем, Рузвельтом и британским генералом Монтгомери. Но факты говорят о другом. На советско‑германском фронте наши разгромили более 600 дивизий врага, а англосаксы на западном фронте около 170.

— Именно Красная армия, — утверждает Роман Романович, — сломила хребет гитлеровской коалиции и тем самым предопределила Великую Победу над фашистской Германией.

И за эту Победу участник Великой Отечественной войны подполковник управления Комитета государственной безопасности будет, уже на информационном фронте, бороться до самого конца.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *