Новое оружие современного афериста – дипфейк. Реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей. С развитием этого инструмента, мошенникам стало проще убеждать людей, расстаться с деньгами. Они подделывают речи президентов и медийных персон.
Зато активно выманивали деньги не только у белорусов сотрудники международной сети мошеннических call-центров. Тысячи потерпевших. Миллионы ущерба. Самое громкое задержание этого года. Оперативники ГУБОПиК вместе со следователями и российскими коллегами вскрыли всю сеть лжеброкеров. Задержания проходили одновременно и в Минске, и в Москве.
Международная группа мошенников (в нее входили и белорусы, и украинцы, и россияне) начала работать в феврале 2020-го. Самым популярным мессенджером для связи со своими жертвами был Telegram, на втором месте – Viber и почетное третье в разводном топе занял WhatsApp.
Чтобы попасть в ряды телефонных аферистов нужно было пройти сначала собеседование, потом стажировку. Лучшим сотрудникам, помимо зарплаты в конверте, полагалась премия.
Игры на биржах, в отличие от игр на доверии, не могут быть пассивным доходом, какие бы золотые горы вам не обещали на том конце провода. Брокерство – полноценная профессия. В настоящий момент в реестре находятся 7 юридических лиц. Осуществляют деятельность на внебиржевом рынке лишь 2 банка, и никакого нашумевшего «Газпрома» там нет.
Компании реальные, согласно указу, обязаны сразу предупреждать и размещать у себя на сайте информацию о том, что биржевой рынок – это рискованная «лотерея»: никаких гарантий заработка не существует, как и золотых гор, а прибыль в считанные секунды может превратиться в убыток. Лжеброкер вам этого точно не расскажет.
Правоохранители тоже идут в ногу со временем, ежедневно анализируя кибер-обстановку. С 1 марта начнет работать специальная система по защите ваших денег.
Фактически правоохранители получают право блокировать ваши деньги на территории Беларуси, чтобы их невозможно было вывести за пределы нашей страны в том случае, если вы уж поверили аферистам.
Исчезнет ли когда-нибудь мошенничество – вопрос философский. Пока будут существовать любители халявы, всегда найдутся те, кто их разведет.