Многие жители и гости нашего города с интересом смотрят на танк на постаменте, установленный на территории филиала «Славгородский профессиональный лицей» УО «Кричевский государственный аграрно-строительный колледж». Наиболее сведущие связывают его с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. И они правы. Рассказать более подробно об этом ранее не удавалось, что было связано с недостаточной доступностью и освещённостью этих событий. Попробуем восполнить этот пробел

Поисковая группа «Наследие» активно участвовала в обсуждении проекта и выборе места для памятника в честь защитников города и района в годы войны. При этом использовались материалы из книги Николая Борисенко «1941-ый: пылающие рубежи Днепра и Сожа. Глава 9. 25-ый мехкорпус под Пропойском»; документы из сети Интернет и данные, полученные в ходе поисковых работ на местности. Из книги Н.С.Борисенко, которая основывается на архивных материалах, известно, что на вооружении 25-го механизированного корпуса в июле 1941 года были танки Т-34 и Т-26.

«На момент прибытия в Пропойский район 25-ый мехкорпус в составе 50-ой танковой и 219-ой механизированной дивизий имел в наличии 175 танков Т-26 и 64 танка Т-34». Кроме этого, имелись и более старые танки – БТ-7 и легкие Т-38, а также лёгкие бронемашины БА-20.

Полностью ознакомиться с материалами этой книги можно на сайте поискового отряда, а также в центральной библиотеке. Главное из этих материалов: танки в боях 1941 года в Пропойском районе активно использовались и многие были потеряны по разным причинам. Существуют разного рода истории среди местных жителей о танках, которые видели их родственники или знакомые в тех или иных местах. Особенно «любят» танки болота и озера. Время от времени появляются слухи о находке техники или даже продаже мест их нахождения. Доля истины в этих историях есть, о чем свидетельствуют архивные источники.

В сети Интернет стали появляться снимки, сделанные немецкими солдатами летом и осенью 1941 года в районе Пропойска. Эти снимки из старых семейных альбомов выставляются на продажу. Есть также снимки из книг воспоминаний ветеранов частей Вермахта, которые воевали в наших местах. Нас интересовали фото с танками. Таких оказалось довольно много. Были фотографии подбитых танков Т-34 и БТ-7 у Пропойска летом 1941 года из немецких альбомов. Для идентификации места снимка проводились опросы старожилов города и ближайших деревень. По объектам на снимках можно с достаточно большой вероятностью утверждать, что они сделаны на южной окраине города со стороны д.Михайлов. Здесь проходили наиболее ожесточенные бои в последних числах июля 1941 года. Это подтверждается архивными документами, а также результатами поисковых экспедиций последних лет. На полях около д.Михайлов были найдены останки танкиста Х.С. Чехикьяна, около д.Поповки – танкиста М.К. Грибина, которые после потерь своих танков сражались до последнего в пешем строю. Из книги воспоминаний немецких ветеранов известно, что наиболее прочный узел обороны немцев располагался на окраине города, на территории лицея. Здесь они использовали противотанковый ров, который вырыли жители.

Из находок поисковых экспедиций интерес представляли фрагменты и детали танков Красной Армии, найденные в Славгородском районе. Это части танка Т-34, уничтоженного внутренним взрывом, которые нашли в районе д.Хотище. Источник информации – перевод с немецкого документа, где приводится описание боя около д.Хотище. Вот некоторые выдержки из перевода документа, составленного командиром 1-го взвода саперного батальона:

«Противотанковая оборона в райoне Хотище. 18.07–22.07.41

…18.07 был получен приказ в районах Хотище и Боровки организовать оборону от нападений с юга с защитой дороги.

Командир колонны при осмотре местности определил, что незадолго по этому участку проехали тяжёлые танки. Он приказывал выключить мотор своей легковой машины и стал прислушиваться, нет ли поблизости танков противника.

При возвращении назад в Хотище около 13:00 мимо колонны проехало 3 танка. Машины колонны стояли в тот момент на обочине в противоположном направлении. Отряд начал обстреливать проходившие мимо танки из автоматов и ружей, но безуспешно.

Один из танков на большой скорости, около 50 км/час, въехал в наш грузовик и протащил его около одной из легковых машин. Танк так сильно наклонился, что чуть не перевернулся, однако через 5 м его левая гусеница коснулась земли.

Позже один из танков застрял в болоте (грязи), два других хотели помочь, но не смогли.

После подвозки пушек было выполнено 8 выстрелов по танку «1». Выстрелы были снарядами калибра 38 и 40 с расстояния 250 м. Произведённые выстрелы не принесли никакого ущерба и не вызвали возгорания, хотя было точно установлено, что все выстрелы попали в танк.

Затем русские послали подмогу своим в виде 5 танков, пытаясь помочь застрявшему танку. Потом частично ушли назад, оставив 3 танка, по которым было выполнено 72 выстрела. Танку, который был обстрелян 72 выстрелами, только 3 нанесли значительный ущерб – разрушены катки ходовой части, задняя часть брони, ствол пушки.

Повреждённый танк оценивается в 45 тонн: 76-мм пушка, 2 пулемёта, 80 гранат и много тыс. патронов, 2 перископа, 12 цилиндровый V-образный дизельный мотор.

21.07 около 3-х часов при смене (караула) у заграждения «12» было замечено, что танк «2» начал гореть изнутри, и пламя рвануло из открытого люка… по всей видимости, кто-то из русских солдат по неосторожности воспламенил бутылку с зажигательной смесью (минут 10 спустя детонировал арсенал зарядов и разрушил полностью танк)». 

Сопоставив описание местности в документе, удалось определить место событий с достаточной точностью. Поисковые работы на месте боя проводились разными людьми и дали результат – были обнаружены фрагменты танка Т-34 с характерными следами внутреннего взрыва, гусеничные траки и элементы перископов. Предполагалось использовать найденные части при оформлении памятного знака, но данную идею реализовать не удалось, и почти все было отправлено на металлолом. Части прибора наблюдения после реставрации будут переданы в районный историко-краеведческий музей.

Сам факт боя и наличия подбитых танков подтверждается бывшими жителями д.Хотище, которые спасли одного раненого танкиста и помогли впоследствии уйти к партизанам.

В книге «Память. Славгородский район» есть заметка о бое с участием танков около д.Шеломы. Местный краевед А.Я. Мельников, описывая события лета 1941 года, очевидцем которых был сам, делает предположение: «…из могилевского окружения вырвались 6 танков и направились на восток». Приводятся также имена некоторых танкистов. Сейчас уже известно, что это были танки из 25-го мехкорпуса, а не из-под Могилева. Данные ОБД «Мемориал» подтверждают это: сержант Караскевич Борис Васильевич, механик-водитель танка, служил в 99 ТП 50 ТД и погиб 23.07.1941 года.

Указание места захоронения является ошибкой, потому что донесение о потерях писалось позже – 5 августа 1941 года. Фамилии некоторых танкистов установлены по обрывкам сохранившихся при них документов. Похоронены они в д.Шеломы.

Данные материалы подтвердили активное участие танков в боях на территории района и явились весомым аргументом в пользу идеи установки танка-памятника именно около лицея. Это событие произошло 9 мая 2014 года – памятный знак «Танк ПТ-76» был торжественно открыт на территории Славгородского профессионального лицея. Рядом с памятным знаком находятся 2 щита: с картой расположения войск в районе Пропойска в 1941 году и перечислением воинских подразделений, которые участвовали в оборонительных боях.

Этот танк не участвовал в Великой Отечественной войне. Он активно использовался только в послевоенный период. Хорошо показал себя во Вьетнаме, в боях с американскими войсками. Он является достойным преемником танков Т-26 и Т-34, которые применялись в оборонительных боях в Славгородском (Пропойском) районе летом 1941 года, и памятником всем танкистам, сложившим свои головы в жестоких боях около Рудни и Поповки, Лебедевки и Безуевич, вдоль Варшавского шоссе, в Кошелевских и Иванищевичских лесах и болотах.  

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *