Прежде всего гость студии констатировал, что климатическая повестка имеет под собой реальные основания, но и политики, экономики вокруг нее наворочено очень много:
– Мы знаем, что в рамках борьбы за сохранение природных богатств Земли, климата проделана большая политическая и юридическая работа. В ООН заявлены Цели устойчивого развития, которые в первую очередь ориентируются на климатическую повестку. В 1992 году была подписана Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Потом каждые десть лет были дополнения. Есть целый набор основополагающих документов. Был подписан Киотский протокол, который поставил перед странами задачу сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. Затем он трансформировался в Парижское соглашение по климату. Одним из главных бузотеров в рамках этих соглашений оказались Соединенные Штаты Америки, которые на сегодня дают больше всего выбросов, при этом при Трампе из Парижского соглашения вышли, при Байдене вернулись. Мы наблюдаем, что климат меняется. Проблема есть. Например, объективным показателем того, что происходит глобальное потепление, стал отколовшийся от Антарктиды огромный айсберг, который может представлять реальную угрозу. Идет таяние ледников на Северном и Южном полюсах. Это грозит проблемой поднятия уровня Мирового океана и в целом изменением погодных условий. Для Беларуси очень вредным явлением стали чуть ли не ежегодные засухи, которые сильно влияют на наше сельское хозяйство, для нас это критически важно.
Также декан факультета журналистики БГУ обратил внимание на антропогенный характер климатических проблем:
– То, что в течение столетия и даже больше происходит бесконтрольное извлечение из земли ресурсов, углеводородных в первую очередь – нефти, газа, не может не остаться незамеченным. В целом природная ситуация меняется. И человек вносит искусственные изменения, которые без него не происходили бы. Это все надо учитывать. Но бороться с этим предпочитают какими-то странными мерами. Например, объявленная европейцами и в целом Западом зеленая повестка почему-то должна была реализовываться за счет стран, занимающихся добычей углеродных полезных ископаемых. В Европе был введен так называемый налог на углеродный след. Хотели строить свою зеленую экономику: чистый водород, чистый атом. Хотели использовать энергию ветра и всего остального. Но все это очень дорогостоящие проекты. И их хотели развивать за счет повышения налогов для тех стран, которые добывают нынешние используемые всеми энергоносители. И это тоже достаточно странно. То есть они хотели развивать нечто чистое, но при этом заставляли еще больше работать страны, которые добывают якобы вредные углеводороды для энергетики.
По словам Алексея Беляева, климатическая повестка – именно мировая. Решить в одиночку имеющиеся проблемы ни один регион, ни одно государство не может:
– Здесь должны быть усилия именно всего мирового сообщества. И саммит в ОАЭ, на котором присутствует наш Президент, показывает, что внимание есть. При этом очевидно, что глобальный мир не состоялся по большому счету. Целый ряд участников, которые этот глобальный мир создавали, в первую очередь страны коллективного Запада, считали, что их повестка важнее всех остальных и их интересы являются не просто главенствующими, а единственными, которые должны учитываться. Они навязывали другим государствам абсолютно невыгодные соглашения, абсолютно невыгодные правила игры. Если вдруг кто-то начинал этими правилами пользоваться и совершенно неожиданно для Запада одерживал верх, как, например, Китай, который использовал Всемирную торговую организацию для расширения своего экономического присутствия в мире, то страны Запада тут же начинали увиливать, отказываться от собственных обещаний и правил. По сути, сейчас они заблокировали работу ВТО для того, чтобы соблюсти свои эгоистические интересы. Мы видим это в политической, экономической, климатической повестках. И это, к сожалению, вышло на еще более высокий уровень, потому что нет нормальных переговорных площадок для решения этих вопросов. Площадка Организации Объединенных Наций, по мнению почти всех участников международных отношений, требует реформ.
Мир разобщен, но климатическая повестка – одна из немногих, где связи пока не разорваны и где страны хотя бы пытаются находить точки соприкосновения, добавил декан факультета журналистики БГУ:
– Сегодня климатическая повестка – одна из тех, где мы действительно наблюдаем хотя бы какие-то возможности для масштабных совместных решений. Мы понимаем, что все-таки заинтересованность и понимание того, что в этом мире жить нам и нашим потомкам, есть. Пока стоит вопрос об инструментах. Некоторые пытаются для себя все-таки выторговать побольше преференций. Но осознание проблемы существует. И как раз саммит в Дубае – доказательство этого.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.