У белорусской политиммиграции нового времени времена настали беспокойные. Прямо на семинаре по безопасности в Варшаве выяснилось, что один из их активистов больше года работал на Комитет госбезопасности, пересылая в Минск отчеты о десятках таких сходок и записывая кулуарные разговоры на диктофон.
И сейчас в Польше главный вопрос – как много этот шпион успел узнать и рассказать? И что им там всем теперь делать дальше?
Олег Аксёнов, могилевский оппозиционный активист, в феврале прошлого года сбежавший в Польшу, больше года работал «тайным аудитором» на «Счетную палату Европейского союза»: ходил на закрытые мероприятия беглых, присылал отчеты, даже организовал семинар по безопасности. На котором узнал, что все это время работал на КГБ Беларуси.
10 сентября 2022 года, собрание белорусских диаспор в Варшаве, обсуждали в очередной раз объединение и выдвижение представителя в комиссию Евросоюза, хотя мероприятие у аудитора оставило много вопросов. Зато он узнал, что участникам этой бесполезной говорильни компенсировали расходы на переезд, на отель и даже на питание. 7 февраля 2023-го, совместная пресс-конференция Зенона Позняка и полка Калиновского: мероприятие на два часа с учетом приватных бесед.
3 марта, некое учредительное собрание Белорусского института исторической памяти, обсуждали корректировку белорусской истории. Мероприятие внутреннего пользования, а заявленный спонсор – «Кабинет Тихановской».
2 июля, учредительное собрание по созданию некой Коалиции национально-демократических сил: собирались почему-то в костеле, но без толку, потому что представители всяких «сил» сразу сказали, что не имеют никаких полномочий подписывать какие-либо документы, так что поболтали и разошлись.
Собственно, так проходит превалирующее большинство мероприятий у беглых, но их СМИ и телеграм-каналы, конечно же, пишут хвалебные оды. Потому что как только КГБ намекнул, что надо бы организовать семинар, Аксёнов тут же ответил, что есть сетка прикормленных Telegram-каналов, которые за гранты напишут так, как надо, о том, о чем скажут.
Олег Аксёнов добывал информацию для КГБ не только по белорусским беглым, но и по внутренним делам Польши. А еще КГБ поручал Аксёнову и задачи, очень несвойственные для аудитора, а тот соглашался. Например, снять на видео номера машин на служебной парковке у зданий польских спецслужб.