Как подчеркнул Алексей Беляев, когда речь идет о Союзном государстве, взаимодействие, безусловно, должно быть налажено по всем направлениям.
– Нельзя строить единое пространство – и экономическое, и политическое, и информационное – и проводить разную политику. В образовательном плане у нас, конечно же, есть большой задел. Мы выросли из общего советского прошлого, у нас были достаточно близкие системы образования, хотя в период суверенного существования и под воздействием разных, в том числе навязываемых нам систем извне, того же Болонского процесса, некоторые расхождения произошли. Если мы говорим о системе образования, необходимо выработать общую политику, понимать, какие кадры нам нужны, что мы строим, куда мы хотим нацелить в будущем развитие нашего Союзного государства. И от этого зависит то, каких специалистов для будущего мы должны готовить сейчас. Очень часто бывает так, что та же молодежь ориентируется на потребности нынешнего дня, а государство должно ориентироваться на потребности дня будущего, а может, и сразу нескольких будущих дней, – обратил внимание декан факультета журналистики БГУ.
Беларусь и Россия уделяют большое внимание вопросу подготовки высококвалифицированных специалистов в научной, технологической и экономической сферах. Это является одним из важнейших условий обеспечения суверенитета Союзного государства.
– Безусловно, у нас также должна быть общая политика в плане наполняемости учебных программ. Мы должны формировать общие компетенции у наших студентов, выпускников, чтобы они были применимы и на белорусском, и на российском рынках труда, чтобы они конкурировали между собой, но при этом обладали схожими навыками. Это очень важно. Вопрос согласования учебных программ, учебных планов по специальностям – серьезная вещь, которая требует большого взаимодействия и без которой сегодня обойтись нельзя, – добавил Алексей Беляев.
Говоря о важности совместных программ в сфере образования, декан факультета журналистики БГУ отметил:Прямое сотрудничество вузов и производственных компаний России и Беларуси способствует формированию кадрового потенциала и созданию отраслевых лабораторий. Совместными усилиями Беларуси и России восемь таких лабораторий были задействованы для НИОКР в области микроэлектроники.
– У нас уже есть взаимодействие по линии министерств образования, есть сотрудничество в отдельных областях. Например, сейчас взялись за формирование общей исторической политики. У нас действует совместная с Российской Федерацией программа по написанию учебников истории, по оценке исторических событий. Это одна из точек соприкосновения.
В начале ноября 2023 года в Ярославле прошел постоянно действующий семинар при Парламентском собрании Союза России и Беларуси по вопросам строительства Союзного государства. Обсуждались задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования.
– Очень важно сегодня в точных, естественных науках сохранять близость наших образовательных стандартов. Наверное, стоит установить единые стандарты Союзного государства для того, чтобы мы готовили необходимых нам специалистов с едиными навыками, – поделился мнением Алексей Беляев.
Минобразования Беларуси расширит список специальностей для поступления победителей университетских олимпиад без экзаменов. В новый список войдут востребованные специальности: «информационные системы и технологии», «робототехнические системы», «природоведческое образование» и другие.