В условиях мировой эскалации развитое сельское хозяйство – важный фактор безопасности
Ведь зерно – это новое золото или даже нефть. А в условиях мировой эскалации развитое сельское хозяйство может стать куда более важным фактором безопасности, чем уровень технологий. Какую ставку Беларусь делает на АПК и какую получает отдачу? И почему, несмотря на трансформацию мирового продовольственного рынка, Минск по-прежнему донор?
Свое зерно по важности не уступит ни металлам, ни углеводородам. Особенно сейчас, в эпоху вооруженных конфликтов и природных катаклизмов. Так что налитой колос – это такой же стратегический запас и ресурс, как золото или нефть, который не должен иссякнуть. Но зависит это уже не столько от недр, сколько от людей и их культуры земледелия.
Без малого 9,5 млн тонн зерна – результат уборочной кампании и своего рода культа земли, что «проповедуют» в Беларуси на высшем уровне. Рабочие будни Президента с началом нового аграрного сезона часто проходят в полях. Ранней весной Александр Лукашенко был в Гомельской области, чтобы оценить подготовку к посевной. О видах на урожай в стране в середине лета докладывали Главе государства в северном регионе.
Лето выдалось жарким и засушливым. Особенно это ощутили в центре страны, а вот на юге ситуация была приемлемая. В начале августа аграрии Брестской области уже презентовали Президенту первый каравай нового урожая. Первый сказал продолжать в таком же духе.
А еще стоит работать на перспективу – по максимуму нужны свои семена. Помогут получить хорошие урожаи и технологии – об этом Александр Лукашенко говорил, инспектируя уборку в восточных регионах страны. Отдельная история особого отношения Президента к земле и яркая демонстрация искреннего интереса к сельскому хозяйству – экспериментальные поля на его малой родине. Земля на границе Витебской и Могилевской областей. Они считаются зонами рискованного земледелия.
Испытать новое, чтобы потом масштабировать плодотворный опыт и повысить эффективность белорусского АПК, – в этом их миссия. Сельское хозяйство занимает порядка 7% ВВП Беларуси. Мы не только насыщаем свой внутренний рынок, но и поставляем на внешние.
С поставками продуктов и удобрений готовы помогать и Минск, и Москва. Этому, конечно, всячески препятствует Брюссель и Вашингтон. Правда, такое экономическое давление выходит боком и самим санкционерам. В большинстве стран с высоким уровнем дохода – высокая продовольственная инфляция. Если ситуация обострится, то в теории на послабление санкций пойти могут, даже неофициально. Такие разговоры в кулуарах идут, по сути, постоянно, говорят аналитики.