23-12-2022 г. Фото Александра Кулевского. Минск. Генеральная прокуратура Республики Беларусь. Республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией. 25 заседание, коррупция, герб.

Права сирот — в приоритете

Пожалуй, нет ничего страшней для ребенка, чем остаться без папы и мамы. А если еще и государство махнуло рукой на твое детство, то и вовсе можно завыть от отчаяния и бессилия. Такое возможно где угодно, но, к счастью, только не в Беларуси. В нашей стране сиротам законодательно предоставлены гарантии по социальной защите, а за соблюдением этих гарантий пристально следит прокуратура и регулярно проводит проверки исполнения законов в этой непростой сфере. Причем нередко у прокуроров возникают справедливые нарекания. И как раз тот факт, что результаты проверок не замалчиваются, а выносятся в публичное и юридическое поле, где им дается принципиальная правовая оценка, свидетельствует о том, что защита прав детей у нас находится среди основных приоритетов. Об этом не раз говорили и Президент, и Генеральный прокурор.

Например, недавняя прокурорская проверка выявила, что не везде госорганы внимательно подходят к выбору замещающих семей для детей-сирот. Речь идет о неполноте изучения личности кандидатов, отсутствии объективной оценки их готовности удовлетворить основные жизненные потребности подопечных. Последствия такой халатности могут быть страшными. Так, при создании одной из приемных семей в Гомельской области решение было принято без изучения отделом образования личности кандидата в приемные родители и ее мужа. А тот оказался неоднократно судим, в том числе за убийство, состоял на профилактическом учете в ОВД. Проигнорированы были как желание ребенка перейти из этой в другую семью, так и результаты его психологической диагностики, выявившие повышенный уровень агрессивности, враждебности и тревожности. Должным образом детско-родительские отношения в семье не изучались, лишь давались рекомендации общего характера. Как результат — малолетняя подопечная 2008 года рождения на протяжении четырех лет подвергалась в этой «семье» сексуальному насилию со стороны мужчины и совершеннолетнего сына приемного родителя.

Не лучшим кандидатом оказался и патронатный воспитатель из Червенского района, который на протяжении трех лет совершал мужеложство и иные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего подопечного. Насильник уже осужден, а прокуратура выяснила, что учреждением образования и управлением по образованию, спорту и туризму райисполкома не осуществлялся контроль за условиями воспитания и содержания несовершеннолетнего.

Прокуратура также выявила в некоторых проверенных органах опеки и попечительства, учреждениях образования и интернатных учреждениях нарушения в сфере защиты имущественных прав детей. Не обеспечивался контроль за распоряжением опекунами (попечителями), приемными родителями и родителями-воспитателями денежными средствами, выделенными на содержание подопечных. Как результат — деньги использовались не по назначению. 

В Новополоцке опекун даже не постеснялся представить кассовые чеки, из которых следовало, что «детские» деньги регулярно расходовались на напитки и продукты, не входящие в рацион ребенка. Проще говоря, горе-опекун тратил их на алкоголь и немудреную закуску.

Также не пыталось замаскировать свое разгильдяйство управление по образованию одного из районов Минска. Оно на голубом глазу представило бюджетную смету, из которой следовало, что в 2022 году на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для 68 воспитанников детского дома было выделено 14,5 тысячи рублей, что в среднем составляет 213 рублей на одного ребенка. Чиновников от образования совершенно не смутило, что данная сумма на порядок меньше установленного законом норматива.

Были выявлены и другие нарушения.

По результатам проверки Генеральная прокуратура проинформировала Совет Министров о сложившейся ситуации и инициировала принятие дополнительных мер по социальной защите детей-сирот. Как итог — создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минздрава, облисполкомов. Рабочая группа занимается вопросом пересмотра состава государственного обеспечения детей-сирот, в том числе перечня одежды и обуви с учетом актуальности использования в повседневной жизни. Также рассматривается возможность включения средств на медицинскую реабилитацию, лекарства, оптику. Кроме того, облисполкомы приняли меры по улучшению состояния материального обеспечения детских домов семейного типа. Идет разработка методических рекомендаций по сопровождению замещающих семей.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *