Важным является исключение двойной ответственности субъектов хозяйствования за неисполнение денежных обязательств.
“Предусмотрено исключение двойной ответственности в виде одновременной уплаты процентов и неустойки за неисполнение денежного обязательства. Определено, что в случае, когда соглашением сторон или законодательством предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, проценты взысканию не подлежат. Соответствующее дополнение внесено в статью 366 (“Ответственность за неисполнение денежного обязательства”) Гражданского кодекса, – пояснила Светлана Любецкая. – Важная новелла – заключение договоров, не предусмотренных законодательством. Если такой договор не будет смешанным, то к нему не будут применяться правила, установленные для отдельных видов договоров. При этом к отдельным отношениям сторон такого договора может применяться аналогия закона. Таким образом, стороны смогут заключить любой договор и включить в него любые условия, которые не противоречат законодательству”.
Корректируется норма о приведении договоров в соответствие с изменившимся законодательством. В настоящее время действует правило о необходимости привести условия договора в соответствие с изменившимся законодательством, если законодательством не предусмотрено иное. То есть закреплен приоритет законодательства над договором. Внесенные корректировки предусматривают, что изменения законодательства, вступившие в силу после заключения договора, по общему правилу не будут влиять на содержание договора и возникшего из него договорного правоотношения.
Уточнен состав лиц, которые могут выступать в качестве фактора по договору факторинга.
“Теперь в качестве фактора сможет выступать любая коммерческая организация, а не только банк или небанковская кредитно-финансовая организация, как в настоящее время. Такой подход воспринят законодателями России, Казахстана. То есть это мировая практика, которая позволяет стимулировать развитие этого института”, – подчеркнула парламентарий.