21-06-2021 г. Минск. Дипсервис Холл. Заседание Евразийского межправительственного совета в расширенном составе. Флаги. Встреча, визит, ЕАЭС. Фото Александра Кулевского

Защита национальных интересов предстает в новом свете

Архитектуру евразийской безопасности обсудили в Минске

Сегодня кажется почти невозможным усадить за стол переговоров Запад и Восток, враждующие государства-соседи или конфликтные стороны, не имеющие общих границ. Но у Минска это получилось. В столицу на два дня прибыли участники международной конференции высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире». Все спикеры, выступавшие с высокой трибуны, были едины в одном: миру нужен мир и, пусть разнополярный, миропорядок.

Главной задачей, которая объединила участников, стал поиск общего знаменателя, который приведет к миру и безопасности на евразийском пространстве. Эксперты едины во мнении, что безопасность в Евразийском регионе нуждается в серьезной перестройке — буквально по кирпичикам. Многие из участников сошлись во мнении: нельзя добиться справедливого миропорядка без конструктивного диалога.

Многосторонняя дипломатия в обеспечении безопасности

Текущие глобальные вызовы как никогда рельефно высветили проблемы, связанные с обеспечением региональной и глобальной безопасности. Вместо консолидации государств для преодоления общих проблем, к сожалению, мы видим эскалацию соперничества мировых держав в военной, политической, экономической, технологической и идеологической сферах. Это наиболее остро проявляется в вооруженных конфликтах, которые все чаще вспыхивают в различных горячих точках нашей планеты.

Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко в связи с этим отмечает, что Казахстан считает необходимым неуклонное и полное соблюдение Устава ООН и других норм международного права:

— Мы стремимся к развитию добрососедских и партнерских отношений со всеми странами, особенно соседями, поддерживаем мирное урегулирование конфликтов и кризисов на основе диалога, уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств.

 Кроме того, выступаем за укрепление роли глобальных институтов, прежде всего ООН. На протяжении многих лет наша страна твердо придерживается этих принципов, в том числе в период председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, работы в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2017 — 2018 годах, предоставив площадку для Астанинского процесса по Сирии, регулярно проводя съезды лидеров мировых и традиционных религий.

Роман Василенко обращает внимание, что эта роль подходит Казахстану, поскольку он является связующим мостом между Европой и Азией, Западом и Востоком:

— Наша страна, как и прежде, намерена развивать сотрудничество в форматах ООН, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, ОИС, ОБСЕ, СВМДА, Центральная Азия+. Стремительные изменения требуют от нас активного сотрудничества и разработки механизмов, способных гарантировать безопасность и стабильность. Мы высоко ценим инициативу Республики Беларусь по проведению диалога — международной конференции высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире», предложенную в рамках ее председательства в ОДКБ.

Дипломат, в частности, отмечает:

— Астана придает большое значение многосторонней дипломатии в обеспечении безопасности не только в регионе, но и в мире. Мы являемся активным участником международных процессов, направленных на предотвращение и урегулирование конфликтов.

Казахстанская сторона полагает, что восстановление доверия в Евро-Атлантике и Евразии, в соответствии с духом Хельсинкского документа, Парижской хартии и Астанинской декларации, имеет первостепенное значение.

Касаясь вопросов обеспечения безопасности, заместитель главы МИД Казахстана подчеркнул, что устойчивое развитие Казахстана на основе проводимых политических и социально-экономических реформ является важным фактором укрепления стабильности и региональной кооперации в Центральной Азии. По словам Романа Василенко, экономическому росту, а значит, укреплению стабильности в Центральной Азии, будет способствовать усиление взаимосвязанности — как внутри региона, так и с внешним миром. В связи с этим он указал на меры, предпринимаемые казахстанской стороной по расширению взаимосвязанности в Евразии. Дипломат напомнил о позиции Казахстана, выступающего против применения экономических санкций, которые «оказывают негативное влияние на мировую торговлю и благополучие государств». Он подчеркнул, что Астана стремится к развитию «добрососедских и партнерских отношений со всеми странами, особенно с соседями».

— Наряду с нарастающими геополитическими противоречиями мы наблюдаем усиление волатильности в мировой экономике. Казахстан выступает против применения экономических санкций, которые оказывают негативное влияние на глобальную торговлю и благополучие государств, — констатировал Роман Василенко.

Главный вызов — удержать мир от глобальной войны

События последних лет демонстрируют новые тенденции в международной жизни и особенно в сфере безопасности. В контексте глобальных тектонических сдвигов и трансформаций многие проблемы защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности предстают в новом свете. Если на протяжении предшествующих этапов истории человечества главным инструментом выполнения этой функции считалась вооруженная мощь, то в нынешних условиях наряду с военной силой все большее значение приобретают иные формы, методы и средства. Именно они определяют параметры геополитической борьбы и задают направления для модернизации сил и средств обеспечения международной безопасности.

— В обстановке стратегической нестабильности многочисленные «спящие» конфликты переходят в «горячую» фазу, возникают новые конфликты. Зачастую они имеют откровенно управляемый характер и, по сути, выступают инструментом в глобальной геополитической конфронтации. Складывающаяся ситуация требует к себе повышенного внимания всех без исключения глобальных и региональных центров, в том числе военно-политических союзов, — отмечает генеральный секретарь ОДКБ Имангали ­Тасмагамбетов.

По его словам, за свое тридцатилетнее существование ОДКБ убедительно доказала, что является влиятельной, дееспособной структурой, неотъемлемой частью системы международной безопасности. А деятельность основывается на трех взаимодополняющих сферах приложения коллективных усилий: внешнеполитическая координация, военное сотрудничество, совместное противодействие транснациональным вызовам и угрозам. В то же время сегодня с учетом новых политических реалий, по словам генсека ОДКБ, возникает настоятельная необходимость актуализировать некоторые аспекты деятельности ОДКБ, привести их в соответствие с требованиями времени. Стратегия, основные направления и ритм комплексной работы по совершенствованию системы коллективной безопасности определены и заданы лидерами шести государств — членов ОДКБ, подчеркивает он.

— Приоритетного внимания требует дальнейшее укрепление силовой составляющей деятельности ОДКБ, совершенствование систем подготовки и управления ее Коллективными силами.

В числе важнейших задач — оснащение войск современными вооружениями, военной и специальной техникой, специальными средствами в соответствии с принятыми решениями Совета коллективной безопасности организации, — отмечает Имангали Тасмагамбетов.

Спикер обращает внимание, что нынешние политические реалии настоятельно требуют дальнейшего совершенствования правовых основ, большей детализации механизмов и инструментария, алгоритмов принятия управленческих решений в организации. Особую важность приобретает парламентское измерение в деятельности ОДКБ.

Современные проблемы безопасности диктуют необходимость активизировать работу по углублению взаимодействия с другими авторитетными международными организациями и отдельными странами. В первую очередь с теми из них, кто разделяет наши цели и принципы. Ключевую роль здесь играет конструктивное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, особенно на миротворческом и антитеррористическом треках, уверен Имангали Тасмагамбетов:

— Стало очевидным, что в одиночку страны не могут противостоять новым вызовам и угрозам региональной безопасности. И лишь в рамках эффективных многофункциональных объединений у евразийских государств появляется шанс сохранить свой суверенитет и безопасность — при условии, что эти страны действительно осознают ценность такого объединения и действительно придерживаются его принципов и разделяют евразийские ценности.

Речь в том числе идет о координации государств — членов ОДКБ в формировании актуальной проактивной повестки, четкого целеполагания на основе трезвой оценки военно-политической обстановки в мире и в регионе и собственных возможностей.

Генеральный секретарь ОДКБ обратил внимание, что организации предстоит наращивать системную работу с Шанхайской организацией сотрудничества:

— ОДКБ и ШОС близки в подходах ко многим актуальным международным проблемам, о чем свидетельствуют регулярность рабочих контактов высших административно-должностных лиц обеих организаций, наращивание взаимодействия прежде всего по вопросам противодействия международному терроризму.

Имангали Тасмагамбетов уверен:

— Подключение к таким усилиям Содружества Независимых Государств, несомненно, становится существенным фактором обеспечения региональной безопасности. Только объединив усилия и нарастив потенциал ОДКБ, мы сможем повысить готовность организации к противодействию вызовам и угрозам безопасности в Евразии.

Новые объединения безопасности

Мир переживает непростые времена, и в первую очередь это касается Евразийского континента. Эрозия архитектуры безопасности привела к масштабному кризису безопасности в европейской части нашего гигантского материка. В то же время на фоне традиционных инструментов безопасности, насчитывающих десятилетия и имеющих корни во временах холодной войны, на пространстве Евразии выстраиваются новые объединения, которые можно рассматривать как структурные элементы будущей архитектуры региональной и — в более широком плане — евразийской безопасности. На этом фоне особую роль приобретают объединения государств, ориентированные не на сплочение традиционных союзников, а на формирование круга единомышленников, выстраивание мостов, широкого диалога, поиск общих тем для сотрудничества. К таким объединениям сегодня можно отнести Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

— Сегодня весьма важным представляется укрепление азиатского столпа евразийского партнерства путем усиления площадки СВМДА. Уникальность членского состава и обширность повестки дня делают организацию весьма полезным дополнением, но не противовесом другим региональным форматам, таким как ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и другие. В целом СВМДА предоставляет уникальную многостороннюю площадку для паназиатского политического диалога, дополняющую другие многосторонние форматы и механизмы, — уверен Генеральный секретарь СВМДА Кайрат Сарыбай.

По его словам, организация обладает действующими институтами и приобрела немало форм практического взаимодействия. В частности, СВМДА имеет свой четкий мандат, которым является каталог мер доверия, предусматривающий не три, как в ОБСЕ, а пять обширных измерений взаимодействия: военно-политического, новых вызовов и угроз, экономического, экологического и человеческого.

— Четкое следование принципам позволяет выстраивать и продолжать диалог даже в тех случаях, когда он становится труднореализуемым в других многосторонних форматах, вовлекать в процесс этого диалога участников, которые готовы разговаривать друг с другом исключительно в рамках СВМДА. Страны-участницы имеют порой весьма различные взгляды на те или иные вопросы международной повестки дня. Однако строгое следование указанным принципам позволяет им эффективно взаимодействовать и вырабатывать решения, концентрируясь не на том, что разделяет, а на том, что их объединяет. Это великая ценность и уникальная особенность СВМДА, выделяющая его из ряда других организаций, действующих в регионе.

И здесь, по словам Кайрата Сарыбая, важно выйти за рамки сугубо вопросов безопасности и посмотреть на потенциал СВМДА как комплексного объединения:

— Опыт взаимодействия в рамках СВМДА убедительно свидетельствует о том, что безопасность каждой отдельной страны или группы стран не может быть эффективно выстроена без создания мер доверия и установления взаимовыгодного сотрудничества со странами своего геополитического окружения. Только совместными усилиями и на основе общей заинтересованности можно выстроить систему региональной, паназиатской и евразийской безопасности как необходимое условие устойчивого развития.

Истина рождается в диалоге

Сегодня активно ведутся дискуссии о новой архитектуре международной безопасности, в том числе системе безопасности на Евразийском континенте. Важную роль в этих процессах прежде всего должны играть страны самого Евразийского континента, уверен советник директора Казахстанского института стратегических исследований при ­­­­­Президенте Респуб­лики Казахстан кандидат исторических наук Аскар Нурша:

— За последние несколько лет были предложены различные форматы взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности, но дискуссии по-прежнему продолжаются. Это говорит о том, что есть общее понимание необходимости продолжения диалога мировой архитектуры, которая будет основываться на концепции неделимой безопасности.

По его мнению, важную роль в этом процессе должны играть региональные организации, которые сегодня вполне успешно функционируют, — в их числе ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА, ОБСЕ. Эксперт уверен, что сегодня важно продолжать налаживать активный диалог с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Организацией экономического сотрудничества и другими структурами.

— Несмотря на определенные различия, вызванные экономическими и географическими факторами, в целом есть точки соприкосновения, области взаимного интереса. И в связи с этим, на мой взгляд, участие в вопросах, связанных с обеспечением евразийской безопасности, должны принимать не только отдельные страны, но и региональные организации, которые объединяют по региональному принципу.

Эксперт обращает внимание на то, что Казахстан традиционно придерживается многовекторной, миролюбивой политики, выступая своего рода мостом между Азией и Европой в качестве страны, которая форсирует диалог:

— Несмотря на внешние различия и противоречия, существующие проблемы можно и нужно решать на основе взаимного диалога, дипломатии. И в этом деле прежде всего нужно научиться слышать и слушать друг друга. Ведь именно в процессе диалога можно найти пути решения и развязку многих имеющихся проблем, что не единожды происходило в мировой истории.

Аскар Нурша подчеркивает: военное решение вопросов не приводит ни к чему хорошему, гораздо надежнее и лучше решать проблемы мирным путем. И Казахстан в этом вопросе, по его словам, является ярким примером того, что путем дипломатических переговоров можно достичь многого:

— Мы выступали в качестве площадки для переговоров во время Астанинского процесса по Сирии, переговоров по иранской ядерной программе. У нас есть определенный опыт и понимание того, что необходимо быть открытыми к диалогу и в то же время уважать выбор и путь развития других стран, не навязывая им свой.

Спикер обращает внимание, что одним из главных принципов Казахстана является последовательное придерживание общепринятых принципов по невмешательству в дела суверенных государств и уважение территориальной целостности.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *