Создание доступной среды для людей с инвалидностью – часть социальной политики государства. Она призвана обеспечить равные возможности граждан во всех сферах жизни. И пускай в Беларуси сделано многое для удобства инвалидов, но все же в некоторых ситуациях им необходима помощь окружающих.
Корреспондент БЕЛТА узнала, как этично предложить помощь человеку с инвалидностью и какие правила общения необходимо соблюдать.
Сказать человеку в инвалидной коляске “пойдем” – можно
Председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко открыл подробности, как этично предложить помощь человеку в коляске.
“Если рядом с человеком в инвалидной коляске находится какой-то сопровождающий, то люди часто совершают ошибку, обращаясь не к самому инвалиду, а к сопровождающему. Поэтому первый совет – обращаться непосредственно к тому человеку, которому вы хотите помочь”, – сказал он.
Евгений Шевко подчеркнул, что не стоит помогать без просьбы.
“Люди, зачастую мужчины, видят, что человек едет в коляске. Предполагают, что ему тяжело. А дальше берут и начинают катить коляску. Прикасаться к коляске без спроса нельзя. Необходимо поинтересоваться у человека, нужна ли ему помощь и в какой степени”, – отметил председатель РАИК.
Он добавил, что если ответили утвердительно, то коляску необходимо катить за определенные элементы.
“У инвалидной коляски есть элементы, которые составляют основу, и они неподвижны, их можно использовать. Но также у нее есть много элементов, которые могут отстегиваться. С ними нужно быть осторожными, потому что это может привести к поломке или падению человека”, – подчеркнул Евгений Шевко.
В остальном же действуют стандартные правила общения.
“Важно обращаться без фамильярности. Человек с инвалидностью все понимает и осознает, и с ним можно спокойно общаться на равных. Есть еще такой совет: если вы что-то обсуждаете с инвалидом-колясочником и позволяет обстановка, то мы рекомендуем стоящему человеку сесть рядом, чтобы общаться лицо в лицо. А еще не нужно переживать, если вы сказали инвалиду в коляске “пойдем”. В этом нет ничего страшного, и никаких обид не будет”, – отметил он.
При помощи незрячему вы становитесь его глазами
Председатель Минской областной организации ОО “Белорусское товарищество инвалидов по зрению” Светлана Сенько отметила, что незрячие люди действительно очень часто нуждаются в какой-то ситуативной помощи.
“Если у человека есть небольшой остаток зрения, то он видит, к кому можно обратиться, чтобы ему подсказали транспорт или помогли найти дом или учреждение. В этом смысле человек с нарушением зрения обратится сам”, – сказала она.
А вот человека без остаточного зрения, как объяснила Светлана Сенько, можно узнать по трости.
“Если такой человек идет с сопровождающим, то помощь ему предлагать не надо. Но если мы видим на пешеходном переходе или остановочном пункте человека с тростью одного, тогда мы можем подойти и уточнить, нужна ли ему какая-то помощь. Если на улице шумно, тогда допускается прикоснуться к предплечью, чтобы незрячий понял, что обращаются именно к нему”, – подчеркнула председатель.
Она также рассказала, что чаще всего незрячий человек может попросить подсказать номер транспорта или помочь перейти дорогу.
“Если нужно перевести или подвести человека куда-то, то обычно в этом случае незрячий берет проводника под руку выше локтя. Сопровождающий человек должен двигаться на полшага вперед. Тогда удобно обоим. Когда мы ведем кого-то, то всегда говорим об изъянах дороги: бордюр, лестница, яма и так далее. Если речь идет об остановочном пункте и нужно помочь человеку сесть в транспорт, то достаточно его руку положить на ручку двери. Дальше он справится самостоятельно”, – отметила Светлана Сенько.
По ее словам, бывают ситуации, когда человек может отказаться от помощи.
“И это нормально. Так что не надо, как в анекдоте, насильно переводить человека через дорогу”, – сказала председатель.
Светлана Сенько отметила, что иногда незрячему нужна помощь в магазине при выборе продуктов или вещей.
“Но обычно это делают продавцы, которые уже знаю, кто к ним приходит. Но если вдруг вы все же решили предложить, тогда зрячий человек становится глазами незрячего. Он должен рассказывать все, что он видит, либо узнать, какой перечень продуктов нужно найти. Если это, например, молоко, то уточнить его жирность и так далее. Все расчеты ведет уже кассир, поэтому помощь дальше не нужна”, – поделилась она.
Рассказала председатель Минской областной организации БелТИЗ и о правилах комфортного общения с незрячим человеком.
“В первую очередь нельзя спрашивать причину инвалидности, если вы не друзья. Очень некорректно, если вы общаетесь с незрячим как с третьи лицом. Это бывает часто, когда незрячий приходит в сопровождении социального работника либо знакомого. Почему-то диалог тогда идет не напрямую с человеком с инвалидностью, а с его сопровождающим”, – подчеркнула Светлана Сенько.
Она также отметила, что если вы редко, но периодично общаетесь с незрячим человеком, то важно перед началом общения себя представить.
“А еще абсолютно нормально сказать человеку “посмотри”. Например, мы протягиваем руку с чем-то и говорим: “Вот, посмотри”. Это нормально и не обидно. Незрячий протянет вам руку, вы этот предмет вложите, и он посмотрит руками”, – отметила председатель Минской областной организации БелТИЗ.
Лицо – отражение вашей готовности помочь
Заместитель начальника отдела организационно-массовой работы и реабилитации центрального правления Белорусского общества глухих Татьяна Гончарик рассказала, что в любой ситуации, если вы видите, что человек не может с чем-то разобраться, то помощь предлагать можно и нужно.
“Неслышащий или слабослышащий человек будет благодарен, если вы сможете ему помочь”, – сказала она.
Женщина рассказала и о том, как уместно называть людей с проблемами слуха.
“В нашей среде уместно говорить глухой, слабослышащий или человек с инвалидностью по слуху. Неуместен только термин “глухонемой”. Он считается практически оскорбительным, поскольку немоту мы преодолели еще в Советском Союзе. Это не говорит о том, что все глухие говорят. Многие по прежнему могут предпочитать общаться жестовым языком. Но при этом глухонемыми мы их назвать уже не можем”, – подчеркнула Татьяна Гончарик.
По ее словам, сейчас даже люди со значительной потерей слуха пользуются протезированием, и многие из них что-то слышать могут.
“И в ситуации, когда человек общается не только на жестовом языке, то помощь будет такой же, как любому человеку, который не имеет инвалидности”, – отметила она.
Главное при помощи, как подчеркнула Татьяна Гончарик, проявить свою доброжелательность и готовность.
“Именно лицо отображает наши эмоции. Если человек неречевой или стесняется говорить, потому что глухим сложно контролировать произношение звуков, то он может вам написать просьбу либо на телефоне, либо на любом подручном предмете. И там может состояться ваш диалог”, – сказала она.
Татьяна Гончарик добавила, что протезированный человек может оказаться в ситуации, когда он остался без слуха.
“Например, села батарейка у аппарата. В такой ситуации он чувствует себя совершенно беспомощным. И любое предложение помощи, проявление доброжелательности и готовности будет принято с большой признательностью”, – отметила она.
А самое оскорбительное действие для глухих, по ее словам, если кто-то машет руками прямо перед лицом.
“Это может быть воспринято как недоброжелательное действие. Если вы хотите привлечь внимание, достаточно слегка прикоснуться к предплечью”, – отметила Татьяна Гончарик.