В это воскресенье в Польше пройдут парламентские выборы. Наблюдать за ними должен был депутат Палаты представителей Национального собрания Денис Карась, аккредитован он был по линии ПА ОБСЕ. В страну его, впрочем, так и не пустили.
Мотивы откровенно недружественного решения остаются непонятными. В эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин назвал это решение очередным свидетельством того, что представляет собой западная демократия.
— Не сомневаюсь: полякам это все сойдет с рук, западники не обратят на это внимания, — отмечает политолог. — В нашем отношении им все позволено. Можно, конечно, сказать: мол, а чего от них ожидать? Нет, это важно. Мы должны фиксировать все это, и в нашем диалоге с польским обществом — с простыми поляками — мы должны об этом говорить, показывать манипулятивность этой псевдодемократии.
Политических сил и течений в Польше, подчеркивает Вадим Гигин, формально немало, но общественное мнение априори там готовят к тому, что их имеется только две:
— Либо «писовцы», либо партия Дональда Туска. Остальные — это все так. Нам говорят: а чего за них вы болеете, они же тоже будут направлены против вас. Мы за них не болеем! Мы не вмешиваемся во внутренние дела Польши. Мы просто говорим: подождите, мол, а почему вы польского гражданина приучаете к тому, что может быть только эта партия и другая? А куда делись многие политические силы 1990-х? Социалисты, например? Или что, в Польше нет сторонников коммунистической идеологии?
Эксперт констатирует: политика правящей партии в Польше нынче такова, что любой, кто помогает подобным политическим силам, может быть подвергнут ответственности.
— На них составят несколько десятков административных протоколов, не дадут развиваться их бизнесу, даже могут посадить кого-то в тюрьму, — перечисляет Вадим Гигин. — Мы видим, что демократия в западном понимании и в том, в котором она транслируется на польское общество, — это, по сути, расстановка флажков. Это когда идеология может быть только одной направленности. Это когда жестко пресекаются малейшие шаги вправо и влево: будь то в истории, в политике. Когда к избирателю относятся как к глупому ребенку. Говорят: вот вам, образно говоря, два кубика. Один — «писовцы», другой — партия Туска. С ними и играйтесь. Они там ссорятся между собой, дерутся, но играть можно только с ними. Это манипуляция. Это сознательное втравливание общества в такое вот прокрустово ложе. Об этом мы полякам и говорим. И многие поляки слышат.
Вадим Гигин приводит конкретные примеры:
— В Беларуси открыто радио на польском языке, штаб патриотических сил принял обращение к братьям-полякам, накануне выборов к ним обратилась и «Белая Русь». В четверг отмечалась 80-я годовщина битвы под Ленино, где сражались бойцы Первой польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко. Приехали туда и поляки, не смогли проигнорировать торжества. Да, не все патриотические силы Польши настроены к нам дружественно, мы не всегда являемся единомышленниками, но на многие события международной повестки мы смотрим одинаково. И мы видим, как польское общество не принимает накинутую на него западную удавку. Мне хотелось бы верить, что и вот эти выборы, и та ситуация, которая происходит вокруг них, даже имеющийся страх, изменят польское общество. И некоторые тенденции вселяют на это надежду.