“К сожалению, мы вынуждены констатировать, что сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. Наблюдается ежегодный рост таких преступлений. Наиболее отчетливо негативная тенденция увеличения числа преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности детей наблюдается в последние семь лет. Кроме того, за последние шесть лет лишь у 75 из более чем 2,2 тыс. обвиняемых установлено расстройство полового предпочтения в форме педофилии. Иными словами, всего лишь 4% преступников от их общего количества являлись педофилами с подтвержденным медицинским диагнозом”, – сказал Сергей Аземша.
С момента образования следственное ведомство принимает значимые шаги, которые направлены на расширение гарантий для несовершеннолетних, вовлеченных в уголовный процесс. Важно максимально снизить вероятность причинить психологическую травму таким детям. Для этого в статье 221 уголовно-процессуального кодекса закрепили обязанность производства следственных действий с участием малолетних потерпевшего или свидетеля с обязательным использованием звуко- и видеозаписи.
“Не менее важное значение имеет использование следователями возможностей дружественных детям комнат. Они позволяют в атмосфере психологического комфорта с использованием специальных процедур работы с жертвами и свидетелями насилия, а также с учетом возраста и уровня развития ребенка выяснять обстоятельства совершенного в отношении него преступления. Это позволяет оказать наименьшее воздействие на психическое состояние несовершеннолетнего”, – подчеркнул Сергей Аземша.
В подразделениях Следственного комитета проходят службу 329 специализированных сотрудников, которые обладают высокой профессиональной подготовкой для расследования уголовных дел данной категории. За последние пять лет по специальной образовательной программе прошли обучение более 300 следователей из разных регионов Беларуси.
“На стадии досудебного уголовного производства в Следственном комитете разработаны и внедрены в практику методические материалы, которые предлагают оптимальные алгоритмы работы с несовершеннолетними участниками уголовного процесса, а также взаимодействия с другими правоохранительными органами и учреждениями”, – заключил зампредседателя следственного ведомства.