Изменение существующего миропорядка обнажило уязвимость Европы перед многочисленными угрозами, пишет обозреватель Le Figaro Николя Бавре. Для выживания в условиях многополярности, вооружённых конфликтов и инфляции Евросоюзу необходимо пересмотреть своё устройство, вернувшись к принципам суверенитета и обороны, считает автор. Тем временем расширение блока в этих условиях только приведёт его к катастрофе, предупреждает журналист.
Европа находится на переднем крае исторического поворота, вызванного украинским конфликтом, пишет обозреватель Le Figaro Николя Бавре. Это поворот характеризуется возвращением на континент военных действий, распадом мира на блоки и резким скачком инфляции и ставок рефинансирования.
В этой новой «многополярной, нестабильной и агрессивной» конфигурации Европа обнаружила свою уязвимость. Она платит высокую цену за зависимость от России в отношении углеводородов, от Китая в отношении товаров первой необходимости и возобновляемых источников энергии и от США в отношении технологий, безопасности и СПГ. Недостаточные инвестиции в оборону оставляют её безоружной перед лицом экзистенциальной угрозы со стороны России и полностью отдают континент в руки Соединённых Штатов и НАТО, которое может не пережить второго срока Дональда Трампа. Европейская промышленность зажата между протекционизмом Вашингтона и демпингом Пекина. Наконец, Европа — континент, наиболее пострадавший от глобального потепления, отмечает журналист.
Одновременно с этим процесс принятия решений в Евросоюзе выглядит чрезвычайно громоздким, медленным и неподходящим для управления кризисами, которые множатся и пересекаются — от пандемии COVID-19 до конфликта на Украине, энергетических и продовольственных потрясений, возвращения «стагфляции» или миграционных волн.
Чтобы не утратить контроль над своей судьбой и не превратиться в объект соперничества между гигантами XXI века, у ЕС нет другого выбора, кроме как адаптироваться к новым условиям, уверен автор статьи. Ему необходимо пересмотреть свои принципы, снова сделав незаменимыми понятия суверенитета и безопасности. Необходимо также пересмотреть границы, политику и управление блока, считает Бавре. Более того, Европа должна сделать это быстро, учитывая серьёзность нависших над ней угроз.
По словам журналиста, сегодняшнее руководство ЕС сделало основой переосмысления блока его расширение. Однако, к примеру, включение в Евросоюз Украины, восстановление которой обойдётся в €500—750 млрд и которая к тому же является сельскохозяйственной сверхдержавой с населением 44 млн человек с очень низкими средними доходами, требует значительных затрат и пересмотра общей сельскохозяйственной политики блока. То же самое относится и к присоединению балканских стран.
Но ресурсы союза не могут расти бесконечно, в то время как государства-члены, часто обременённые долгами, призваны финансировать модернизацию образования и здравоохранения, реиндустриализацию, адаптацию к изменению климата и перевооружение. «На данный момент расширение Евросоюза ставит в тупик европейский проект», — констатирует автор. Оно исключает создание европейской державы, которая была бы союзницей Соединённых Штатов, но в то же время суверенной и единственной, кто способен ответить на угрозы глобальной системе.
«Таким образом, расширение союза фактически сводится к плаванию в открытом море, но без курса, без компаса и без капитана. В штормовую погоду это гарантия кораблекрушения», — заключает автор.