Кардинальные реформы в образовании пора заканчивать и дальше надо двигаться мелкими шагами, исходя из конкретной ситуации. Об этом в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио», комментируя совещание у Президента по вопросам совершенствования образовательной сферы, заявил обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик.
Прежде всего он обратил внимание на то, что надо учить не только детей, но и тех, кто их учит:
– Почему важно учить учителей – понятно. Чему ты научишь их, тому в конце концов они научат учеников. Прошу всех обратить внимание на то, что директора гимназий, школ сейчас имеют дело с тем, что учителя, которые приходят работать, – это воспитанники тех самых 20 сытых лет, когда мы только ели и спали, копили на вторую машину в семье, третий отпуск в году и про идеологию совершенно не думали. Эти учителя сейчас пришли в школы. И то, что они несут детям, прежде всего зависит не от системы образования, а от каждого конкретного человека. Директора школ должны где-то направлять, поддавливать. Флаг, герб, линейки, посещение знаковых мест, лекции о геноциде белорусского народа – это все должно быть, потому что это элемент выстраивания архитектуры. Надеюсь, что новые учителя, которые будут приходить в школы сейчас и чуть позже, будут более идеологически подкованы. Мы будем больше внимания обращать на то, что это за люди, что у них внутри.
Также обозреватель ИД «Беларусь сегодня» выразил мнение, что школьная программа должна подаваться проще, понятнее и интереснее:
– Сейчас, например, открываешь учебники истории: имя – дата – битва, имя – дата – событие, имя – дата – коронация. Это взрослому тяжело читать. Где интересные моменты? Сидят многоумные академические коллективы по написанию учебников. Вы пригласите журналиста какого-то, чтобы он вам рассказал, как писать интересно, как один и тот же факт можно подать скучно и противно, а можно подать с какой-то изюминкой. Дайте детям картинки подвигов, срез событий. Детей надо учить проще, но это не значит тупее. Нужно находить символы, истории, картинки, которые будут цеплять детей. Что такое красивый учебник? Это не только хорошая бумага и правильно выбранный шрифт, но еще и красивые картинки. Что визуально западет в голову, тоже очень важно.
Комментируя слова Главы государства о том, что школа – это храм, Андрей Муковозчик констатировал:
– Некоторые дети позволяют себе лишнее в школе, потому что это себе позволяют родители. Ребенок ведет себя так, как окружение. Если качает права, значит, качают права родители. Раньше не было интернета – и родители максимум могли высказать какое-то недовольство на кухне, а если ты что-то хотел сказать школе, ты шел туда и напрямую разговаривал с учителем, завучем или директором. Сейчас все поменялось. Люди начинают качать проблемы в интернете. Достаточно одного провокатора, который заявит: «Я не понесу две гвоздики к памятнику советским воинам», и многие подхватят. Человеку действительно нужно сделать над собой усилие, чтобы сказать: «А я понесу». Подрывные элементы по-прежнему качают школу и своих детей. Да не только подрывные. Они могут быть просто взбалмошными, вздорными, сварливыми, плохо воспитанными, в конце концов. Раньше отдавали детей – и в школах их учили. А сейчас чуть ли не каждый родитель, родительница лезут туда: «А чему вы учите? А что это за задание вы даете? Не хочу это делать, потому что он не успеет на фигурное катание. Чем вы его кормите? Мой ребенок веган». Я за то, чтобы в школе были жесткие правила. Чем пацан, идущий в армию, отличается от 11-классника? Ничем. Только в армии его кормят салом и перловкой – и гляньте, каким красавцем возвращается. Потому что все по распорядку, расписанию. Так должно быть и в школе. Есть распорядок, есть утвержденные правила, будьте любезны. Должно быть не самодурство, а стойкость в отстаивании правильной государственной позиции. Входя в школу, ты должен принять ее правила. Это касается как детей, так и, наверное, в первую очередь родителей.
По словам обозревателя ИД «Беларусь сегодня», с кардинальными реформами в образовании пора заканчивать и дальше следует действовать более точечно, не влезая в основы.
– Все хотят понятных правил игры. Никого не устраивает, что со следующего года надо учить новые правила поступления в вуз, например. Никого не устраивает, что со следующего года будут новые учебники и методические материалы. Люди хотят определенности хотя бы на ближайшую перспективу. Все хотят – от чиновников до детей и родителей. Это общественный запрос. А почему реформы постоянно шли? Потому что мы нащупывали идеальную модель. От советской ушли и никуда не пришли. Ходили, тыкались. Почему Глава государства говорит о советских учебниках? Потому что никто лучше Перельмана о математике, физике детям до сих пор не рассказал. Берите это все, совершенствуйте и тяните все сюда. Нет, авторский коллектив учебника – это хорошие деньги, престиж, постоянная занятость. Сейчас мы вырулили на какую-то более-менее устраивающую всех систему. Ну так давайте какое-то время по ней поработаем. Давайте будем двигаться мелкими шагами, исходя из конкретной ситуации.
Также Андрей Муковозчик отметил, что в Беларуси, в отличие от многих других стран, вопросы образования выносятся на самый высокий уровень и глубоко прорабатываются:
– Это все начиналось с селекторных совещаний, когда Президент пытался максимальное число специалистов, людей властных включить в общее поле обсуждения. Тогда это нащупывалось. И за 20 лет мы добились определенных успехов. Заслуга Главы государства в том, что он тянет за собой.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.