— Сейчас между странами — колоссальная промышленная кооперация, сотрудничество на уровне научных компетенций. Это все у нас уже, кстати, было. И на очередном круге мы опять пришли к тому, что уже делали, и делали хорошо.
Жизненно необходимым в современных условиях является развитие военно‑промышленного комплекса. И в связи с этим Дмитрий Швайба обратил внимание на то, что Беларусь сохранила всю инфраструктуру, научные заделы, промышленные площадки, благодаря которым можно удовлетворить возросшие потребности на товары:
Склады они опустошили и не имеют возможности быстрого наращивания производственных мощностей. Важным моментом является и энергогенерация. По этому вопросу мы превосходим западных «партнеров». Атомная электростанция обеспечивает значительную часть потребностей внутри страны, а в ночное время создает ситуацию, когда крупные энергонасыщенные предприятия могут пользоваться энергией неограниченно. И самое главное, несмотря на всю сложность периода 1990‑х годов, когда возникла иллюзия, что угроз нет и мощный военно‑промышленный комплекс нам не нужен, коллективы, хоть и сжались, продолжили работать.
Отдельно Дмитрий Швайба коснулся роли Главы белорусского государства в решении вопросов:
— Александр Лукашенко как государственник понял ситуацию с самого начала и вложил ресурс, политическую волю в сохранение и приумножение всего этого. Советский Союз обвиняли в том, что чуть ли не половина ВВП — это военно‑промышленный комплекс. А чем это плохо? Высокотехнологичные рабочие места, соответствующий образовательный уровень, хорошая заработная плата, инфраструктура. А человек, производящий, например, транзисторы (военного назначения или нет — не имеет значения), военным в любом случае не является. Он просто делает свою работу. Военно‑промышленный комплекс — это драйвер экономики. И то, что он у нас динамично развивается ввиду вызовов времени, — это один из факторов общего развития экономики, технологий, науки. В этом смысле тренд совершенно верный. А раз это происходит в кооперации с Россией, тем лучше. Есть немало колоссальных ниш, которые нужно заполнять. Когда нас пугают санкциями, я говорю: даже если забором всю нашу территорию обнести, мы не рухнем, потому что у нас здесь все есть и мы все умеем.