На развитие торговли и общепита в последние годы повлияло множество факторов, в том числе пандемия и санкции. Однако в этом году отмечается восстановительный рост экономики и адаптация к санкционному давлению. О развитии отрасли и ситуации на потребительском рынке рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова на международном форуме “Трейд Диалог”.
Товарооборот
Как отметила Нина Емельянова, торговля из года в год остается одним из ключевых драйверов экономики и основным звеном в формировании бюджета страны. В структуре ВВП она занимает второе место после обрабатывающей промышленности. Услуги торговли и общественного питания являются одними из самых востребованных среди населения.
Основной индикатор экономической активности населения – это динамика розничного товарооборота. “Когда он растет, это говорит об активности населения, которая зависит в первую очередь от заработной платы, размеров потребительских кредитов, свободного движения денежной массы, насыщения торговли широким ассортиментом товаров”, – отметила замминистра. Так, розничный товарооборот за первое полугодие 2023 года составил Br35,5 млрд, или 104,6% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2022 года. Розничный товарооборот организаций торговли растет более высокими темпами: в январе – июне он составил Br33,5 млрд, или 105% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2022 года. Оптовый товарооборот вырос на 5,1%. А товарооборот в сфере общественного питания и вовсе показал рекордный рост – на 11,8%.
Торговые объекты и интернет
На розничный товарооборот и положительную динамику в сфере торговли влияет развитие ее инфраструктуры. Стабильно увеличивается число торговых объектов: за первое полугодие их количество увеличилось более чем на тысячу. “С учетом открытия объектов нового формата у нас ежегодно сокращалось количество рынков. Но в текущем году их количество осталось на прежнем уровне – 364. Это говорит об их оптимальном количестве и востребованности. Рынки у нас больше предназначены для организации торговли со стороны физических лиц для продажи излишков продукции”, – обратила внимание Нина Емельянова.
Всего по стране торговая площадь составляет 7,2 млн кв.м, или около 857 кв.м на 1 тыс. человек, что в 1,4 раза превышает норматив (610 кв.м на 1 тыс. человек).
По словам замминистра, самый распространенный формат торговых объектов – это магазины. Активно развиваются новые формы торговли, новые форматы магазинов. Увеличивается также количество крупных игроков – торговых сетей. Сегодня в стране функционирует 4,9 тыс. сетевых субъектов торговли, которым принадлежит 35 тыс. магазинов.
“За последние шесть лет, особенно в период ковидных ограничений, отметился бурный рост интернет-торговли. За этот период удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов увеличился с 3,7% до 6%. И только за полгода их число выросло более чем на 500”, – констатировала Нина Емельянова.
Общепит
Активное развитие получила и отрасль общественного питания.
“Если в 2020-2021 годах количество объектов общепита сокращалось, товарооборот уменьшался, то в настоящее время рынок развивается достаточно динамично. За первое полугодие открылось 490 объектов общественного питания. Их общее число увеличилось почти до 25 тыс. А число мест в объектах общепита составляет почти миллион. Обеспеченность населения также выше норматива”, – отметила замминистра.
Наиболее распространенные типы объектов общепита – столовые и кафе. Столовые занимают пятую часть от общего количества, кафе – 13%. Более востребованными становятся заведения, которые отличаются быстрым приготовлением и подачей блюд и их невысокой стоимостью (пиццерии, бургерные, кафе-рестораны быстрого обслуживания, закусочные, мини-кафе с различными формами обслуживания). Создана и продолжает развиваться сеть специализированных объектов общественного питания национальной направленности.
Обеспечение отечественными товарами
МАРТ уделяет пристальное внимание насыщению внутреннего рынка собственными продовольственными товарами.
“Беларусь – страна с высоким уровнем аграрного производства. Уровень самообеспечения страны мясом составляет 134%, молоком – 263%, яйцами – 128%, сахаром – 141%, овощами – 103%, картофелем – 100%. Среди государств ЕАЭС страна лидирует по самообеспеченности этими товарами”, – обратила внимание Нина Емельянова.
Одним из важных элементов обеспечения продбезопасности является формирование стабилизационных фондов сельхозпродукции. На будущий межсезонный период 2023/2024 годов в стабфонды будет заложено более 122 тыс. т – под полную потребность организаций торговли и общественного питания. В текущем году МАРТ усилил контроль за заключением договоров на поставку продукции в межсезонный период и созданием надлежащих условий хранения.
Важным индикатором национальной продовольственной безопасности является доля продажи белорусских товаров на внутреннем рынке. В первом полугодии этот показатель составил 77,7%. В целом доля продаж отечественных потребительских товаров за этот период составила 60,8%. В первом полугодии значительно выросла доля продаж белорусских автомобилей, телевизоров, керамической плитки, чистящих и моющих средств. Из продовольственных товаров увеличилась доля продаж отечественных яблок, капусты, свеклы, томатов, рыбных консервов, шоколада, гречневой крупы.
В планах дальнейшее повышение доли реализации белорусских товаров на внутреннем рынке.