Многие украинцы, изначально настроенные на борьбу с Россией на фронте, столкнувшись с военными реалиями, предпочли «пройти по касательной», воспользовавшись действующими в стране коррупционными схемами, пишет Le Figaro.
«Раньше я считал себя супергероем, но, когда видишь военные действия наяву, понимаешь, что тебе там нечего делать», — признался французским журналистам украинский призывник Иван Ищенко, дезертировавший в прошлом году ценой уплаты огромной взятки и позора.
«Чтобы перестать это видеть», он заплатил $5000 в виде взяток за то, чтобы машина с правительственными номерами высадила его в лесу недалеко от Венгрии, где он смог перейти границу через дыру в заборе.
Как напоминает издание, в связи с военными действиями украинцы в возрасте от 18 до 60 лет не имеют права покидать территорию страны без специального разрешения. Дезертиры подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок до 12 лет, а отказавшимся от службы грозит до пяти лет лишения свободы.
Хотя президент Зеленский в начале августа публично выступил против коррупции в военкоматах, назвав её «государственной изменой», такого рода механизмы в стране далеко не новы, учитывая, что коррупция была безудержным злом на Украине на протяжении десятилетий, отмечает издание.
«Каждый знает кого-то, кто может протянуть руку помощи», — подтверждает ещё один дезертир, заплативший за побег ту же сумму.
При этом за границей бежавшие от военных действий мужчины сталкиваются с осуждением соотечественниц, чьи мужья сражаются на фронте, пишет газета. Не желающие воевать украинцы оправдывают себя заботой о близких.
«Я знаю, что должен защищать свою страну, но в то же время моя семья нуждается во мне, и я обязан заботиться о ней», — объясняет свою позицию 38-летний офицер запаса, скрывающийся в Польше.
Мужчина его возраста не остаётся незамеченным среди миллиона украинцев, размещённых в Польше: половина беженцев — дети, а более трёх четвертей взрослых — женщины, разлучённые со своими супругами.
Богдан Мариненко, бежавший в Польшу за два дня до своего 18-летия, несмотря на то что его отец сражается на фронте, руководствуется теми же соображениями.
«Если с ним что-нибудь случится, у моей матери и сестёр останусь только я», — признаётся юноша, сейчас работающий на стройке.