Немногие знают, что первый комбайн в Российской империи был создан белорусом. Заявка на 10-летний патент “конной зерноуборки на корню” поступила от уроженца Могилевской губернии, выпускника Горецкого земледельческого училища агронома Андрея Власенко 18 ноября 1868 года. По этому поводу “Земледельческая газета” писала, что Власенко изобрел машину, которая одновременно выполняет работу жнейки и молотилки и по сравнению с самой совершенной тогда американской жнейкой “Мак-Кормик” в 8 раз сокращает потери зерна.
Власенко получил патент на изобретение, построил четыре экземпляра техники, заручился поддержкой агрономического сообщества царской России, но до массового производства дело так не дошло из-за жесткой резолюции министра государственных имуществ империи генерал-адъютанта Александра Зеленова, гласившей: “Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы”.
Удивительно, но факт: история повторилась в 1996 году.
“Первый раз о создании комбайна, который потом получил название КЗР-10, Президенту доложили в марте 1996 года, когда он посещал “Гомсельмаш”. Бывший генеральный конструктор Валентин Шуринов преподнес служебную записку, в которой была изложена идея создания комбайна на базе уже выпускавшегося универсального энергосредства, – приспособить его для уборки зерновых. – Вспоминает Сергей Федорович, генеральный конструктор научно-технического центра комбайностроения ОАО “Гомсельмаш”. – Была создана межведомственная комиссия, которая до начала уборочного сезона была против того, чтобы заниматься этим делом. Но Президент, имея богатый опыт руководства хозяйствами в Могилевской области и работы непосредственно за рулем зерноуборочного комбайна, понимал важность решения этой проблемы для сельского хозяйства республики. И с учетом его одобрения уже к 1 августа был изготовлен первый опытный образец”.
24 августа Президент прилетел в Ветковский район и в поле возле деревни Чистые Лужи наблюдал за работой нового агрегата, который показал, что работает не хуже, чем советский “Дон-1500”. Но и тогда со стороны руководителей Минсельхозпрода прозвучала критика: мол, тепличные условия, Гомельская область, сухой хлеб, более чистые поля – надо попробовать его на Витебщине. И технику самоходом переместили в Городокский район, в поле у деревни Вейханы.
“Был сложный агрофон, высокая засоренность, влажность достаточно большая, – уточняет детали Сергей Федорович. – Но проверили и убедились, что наш комбайн не уступает “Дону” по чистоте уборки и качеству обмолота. После этого еще были два года испытаний. И в 1999 году Президент подписал распоряжение сделать первую партию – 50 комбайнов, поставить их к уборочному сезону. С этого момента в стране началось производство зерноуборочной техники”.
Насколько верным был этот шаг, можно оценить по результатам, которых добился “Гомсельмаш”, став крупным холдингом с дочерними предприятиями в Беларуси и России.