Проблемы наркозависимости, табакокурения и употребления алкоголя подростков, обращающихся в центр “Парус надежды” в 7-й городской детской поликлинике Минска, волнуют сегодня меньше. На первый план выходят вопросы взаимодействия с самим собой, сообщила журналистам психолог центра Татьяна Маковская, передает корреспондент БЕЛТА.
На протяжении лет десяти обращаемость в центр становится выше, отметила психолог. Особенно это заметно в последние годы. Каждый день центр работает на полную мощность, и клиентов даже приходится записывать на неделю вперед. Приходят не только дети, но и родители.
“Когда приходят со следствием, мы начинаем разбирать, где причины, а они кроются, как правило, в начальной школе и во взаимодействии родителя с ребенком”, – отметила Татьяна Маковская.
По ее словам, обращаются с совершенно разнообразными вопросами. Причем проблемы наркозависимости, табакокурения, алкоголя отходят на второй план. В последние три года в основном поднимаются вопросы взаимодействия с самим собой.
“Уверенность в себе, как реагировать на стрессы, как укрепить стрессоустойчивость, как бороться со страхами. Спрашивают, как понять себя и взаимодействовать с самим собой и миром, как этому миру можно довериться, как вообще понять этот мир”, – конкретизировала психолог.
Она рассказала интересный случай из практики, связанный с решением проблемы ученицы 11-класса. Девушка обратилась с целым списком своих страхов и четко заявила о проблеме. Ее запрос и активное взаимодействие с психологом привели к тому, что поменялась не только сама ученица, но и ее мама. Начали подмечать положительные перемены и одноклассники.
Такой результат возможен только в том случае, если запрос поступает от самого подростка, подчеркнула Татьяна Маковская. Однако часто молодые люди не видят проблемы и приходят на прием лишь по воле родителей.
“Мы четко разделяем, где у родителя с ребенком проблема, а где у ребенка с самим собой проблема. Причем чаще бывают проблемы с самим собой”, – пояснила психолог.
Она заметила, что зачастую достаточно 2-3 встреч, чтобы произошло структурирование на данном этапе психоментального духовного развития ребенка. Дело в том, что для разных этапов (1-4, 5-9 и 10-11 классы) характерны разные запросы.
Татьяна Маковская обратила внимание, что попасть в центр на консультацию просто. Многие дети передают информацию по “сарафанному радио” и приводят друзей и подруг. Более того, о работе центра знают учреждения образования Ленинского района Минска – связь налажена напрямую. Есть сотрудничество и со специалистами поликлиники. Во многих случаях отправляют педиатры с подозрением на психосоматические проблемы. Благодаря работе с психологом структурируется психоэмоциональное состояние – подтягивается и физическое здоровье. Одновременно происходит обучение ребенка и психологической грамоте, и культуре духовного поведения. Обучаются и родители. Психолог рассказала о своем опыте, когда к ней приходили на прием дети, которые потом продолжали посещение в студенчестве, в качестве родителей, а затем приводили на консультацию уже своих малышей.