МИД Франции и Италии объявили об эвакуации своих граждан из Нигера, где в конце июля военные сместили президента страны Мохамеда Базума. По данным СМИ, одним из первых решений новых властей стала приостановка экспорта во Францию урана, необходимого для производства топлива для АЭС.
1 августа Париж начал эвакуацию французов и других граждан ЕС из Нигера, где на прошлой неделе военные сместили Мохамеда Базума с поста президента страны. Об этом сообщает пресс-служба Министерства иностранных дел Франции.
«Принимая во внимание ситуацию в Ниамее, произошедшие позавчера нападения на наше посольство и закрытие воздушного пространства, которое лишает наших сограждан возможности собственными силами покинуть страну, Франция готовит эвакуацию своих граждан и европейцев, которые захотят покинуть страну. Эвакуация начнётся сегодня», — говорится на сайте французского МИД.
Вслед за Францией своих граждан из Нигера намерена вывезти и Италия. С этой целью, как заявил в Twitter глава МИД страны, вице-премьер Антонио Таяни, власти организуют эвакуационный рейс.
Напомним, 27 июля члены президентской гвардии Нигера объявили о свержении Мохамеда Базума с поста президента страны. Одним из первых решений нового руководства республики стала приостановка экспорта урана и золота во Францию, о которой сообщили СМИ. По данным СМИ, Нигер поставляет около 15% урана, используемого для производства электроэнергии во Франции.
31 июля у посольства Пятой республики в столице Нигера прошли массовые антифранцузские протесты. По сообщениям иностранных СМИ, возле диппредставительства собрались несколько тысяч человек, которые выкрикивали пророссийские лозунги.
В свою очередь, правительства соседних с Нигером Буркина-Фасо и Мали заявили о недопустимости применения силы в отношении республики. В совместном коммюнике, которое было принято 31 июля, они подчеркнули, что «любое военное вмешательство в дела Нигера будет равносильно объявлению войны Буркина-Фасо и Мали».
Кроме того, правительства этих двух государств пригрозили окончательным выходом из ECOWAS (ранее Буркина-Фасо и Мали приостановили членство в организации) в случае вторжения на территорию Нигера.
Стоит отметить, что вблизи столицы Нигера, городе Ниамей, расположена крупнейшая в Африке авиабаза Франции. Общая численность контингента Пятой республики, по данным СМИ, составляет 1,5 тыс. человек. 29 июля президент Франции Эммануэль Макрон провёл экстренное заседание Совета по обороне, однако информацию о возможной интервенции в Нигер в Париже опровергли.
Обеспокоенность ситуацией в африканской республике выразил и Вашингтон, который тоже имеет в Нигере военную базу. По данным телеканала CNN, Белый дом ещё не определился, считать ли события в африканской стране госпереворотом, но администрация Байдена работает над восстановлением власти Мохамеда Базума.
«Мы ведём крайне напряжённую работу, пытаясь понять, можем ли мы изменить ситуацию. Поскольку ситуация пока не стабилизировалась и не обрела конкретику, мы верим, что нам надо постараться воспользоваться этой возможностью», — цитирует CNN неназванного высокопоставленного сотрудника Госдепартамента США.
Вместе с тем, по информации официального представителя Комитета начальников штабов (КНШ) полковника Дейва Батлера, 31 июля председатель КНШ ВС США генерал Марк Милли провёл телефонные переговоры с французским коллегой Тьерри Буркхардом. В распространённом Батлером заявлении говорилось, что генералы обсуждали обстановку в Нигере, отметив, что союз Парижа и Вашингтона имеет важное значение для поддержания мира и стабильности в Европе и других регионах мира.
Также, по словам Батлера, Милли позвонил главе Генштаба ВС Нигера генерал-лейтенанту Абду Сидику Иссе для обмена мнениями по ситуации в республике и безопасности американцев.
RT обсудил с экспертами причины накалившийся обстановки в Нигере и политику западных стран после смещения с должности президента Мохамеда Базума.
— В чём вы видите причины бурных событий, которые происходят последние дни в самом Нигере и вокруг него? Есть ли опасность вспышки вооружённого конфликта на континенте?
Руководитель Центра российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН Евгений Корендясов:
— Главная причина — это стремление Нигера и других африканских стран обрести больше суверенитета. Основной преградой этому является эгоизм западных стран, которые продолжают считать себя метрополиями и проводить по факту колониальную политику на территории этих государств. Они добывают ресурсы, держат под контролем местных политиков и ничего не вкладывают в развитие Африки. Отсюда и такое острое неприятие Франции в Нигере, и предупреждения Буркина-Фасо и Мали о недопустимости интервенции.
Сейчас Франция стремится сохранить прежние позиции в Нигере. И хотя в Париже говорят, что обойдутся без урана из этой страны, на самом деле французы не хотят терять там активы. Франции очень выгоден вывоз урана, она не хочет терять рынок Нигера.
Я допускаю, что Париж и Вашингтон могут задействовать свои рычаги влияния — вплоть до того, что развяжут вооружённый конфликт в республике. Но я не люблю давать прогнозов, к тому же процессы развиваются динамично — обстановка и баланс сил могут быстро измениться.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков:
— Ситуация в Нигере показательна в том плане, что мы наблюдаем новую волну деколонизации Африки. Многие страны континента пытаются сократить связи с бывшими метрополиями, потому что понимают бесперспективность сохранения фактической роли колонии.
Например, Нигер, Мали, Буркина-Фасо, Алжир и другие страны стремятся по меньшей мере пересмотреть принципы экономического сотрудничества, защитив собственные интересы.
Однако процессы деколонизации развиваются непросто из-за того, что с 1960-х годов Франция и другие западные страны сохраняют большое влияние на местные элиты.
— Можно ли сделать вывод, что за последние годы влияние Франции и в целом коллективного Запада на Африку ослабло? Если да, то с чем это связано?
Руководитель Центра российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН Евгений Корендясов:
— Коллективный Запад в Африке представлен прежде всего Францией, которая на пике своего колониального могущества владела 5 млн кв. км континента. С крахом колониального господства Франция не смогла перестроить свою политику, сделать её более адекватной, более ответственной по отношению к бывшим владениям.
Такое ретроградство очевидно и для элит, и для простых людей. Они хотят учёта собственных интересов. В Париже чувствуют, как тают его позиции, но эгоцентричное мышление Франции не меняется. Африка остаётся для Парижа рынком сбыта и источником природных ресурсов.
При этом симпатии африканских стран к России за последние годы только возросли, что наглядно показал прошедший недавно в Петербурге саммит Россия — Африка. Его участниками стали официальные делегации 48 стран. Все они выразили готовность развивать с Россией отношения в самых разных сферах. И в Нигере Россия видит страну, с которой как раз возможно равноправное сотрудничество.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
— Я думаю, что Запад пока выжидает. С одной стороны, он хочет вернуть полностью лояльного ему смещённого президента, с другой — не может игнорировать то обстоятельство, что военные и население реально настроены против Мохамеда Базума, позволявшего западным компаниям разграблять природные богатства республики.
Скорее всего, Запад будет оказывать на Нигер давление через ECOWAS и одновременно искать союзников, готовых совершить интервенцию, в том числе среди джихадистов. Своих военных в бой они не бросят. Действия Франции и США будут зависеть то того, какой будет баланс сил в регионе.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков:
— Франция и прочие западные страны не пожалеют сил в борьбе за влияние в Нигере и других африканских странах. Африка — это важная для неё сырьевая база, источник урана, металлов, нефти. Пока ECOWAS играет на стороне Запада, но расстановка сил меняется не в их пользу.
Также, говоря о влиянии Запада, необходимо учитывать, что он не всегда монолитен. Те же американцы могут не поддержать сейчас Францию в ситуации вокруг Нигера. США сами заинтересованы в расширении контроля над месторождениями полезных ископаемых, в том числе урана. Я не удивлюсь, если Вашингтон установит контакты с мятежниками Нигера и проигнорирует интересы Франции.