Белорусская экономика в последние годы столкнулась с некоторыми трудностями. На недавнем совещании с руководством Совета Министров Президент констатировал, что правительство и экономика сегодня работают, но есть проблемы, которые могут серьезно повлиять на ситуацию в будущем.

Глава государства отметил, что их необходимо вовремя увидеть и решить. Цифры и мнения многих экспертов доказывают, что западные санкции не приносят ожидаемого эффекта, а лишь стимулируют укрепление экономики.

О том, как развивается Беларусь в таких условиях, корреспонденту БЕЛТА в преддверии Дня Независимости рассказала старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия Абухович.

– Юлия Константиновна, расскажите, насколько устойчива экономика Беларуси в условиях санкций?

– По итогам 2022 года объем ВВП Беларуси сократился на 4,7%. Это результат не только санкционных рестрикций, но и всей неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры, в том числе деформации торговых отношений между разными частями мира. Первоначальные оценки эффекта санкционного удара по нашей экономике были на уровне минус 20%. Ущерб оказался намного меньшим и в этом году темпы роста ВВП восстанавливаются: в марте страна вышла на прирост в 0,8%, а в апреле (с учетом низкой базы прошлого года) – в 3,8%. По ряду причин санкционное воздействие на Беларусь отразилось на нашей экономике не так сильно, как можно было ожидать. Во-первых, давление западных стран не достигло нужных целей благодаря широкой международной поддержке Беларуси. Произошла не просто переадресация товарных потоков на другие рынки, но и активизация двустороннего экономического сотрудничества со многими государствами. Во-вторых, сказался опыт нахождения Беларуси под различными санкциями почти всю историю ее независимого существования. Стоит, правда, отметить, что с таким давлением, как сейчас (начиная с лета 2021 года), мы сталкиваемся впервые. И, наконец, третьей и, возможно, самой важной причиной низкой эффективности санкций стала высокая организованность системы государственного управления Беларуси, позволившая быстро отреагировать на возникающие угрозы и не допустить их разрастания до опасного состояния. Наращивание физических и стоимостных объемов производства и экспорта белорусской продукции позволяет экономике удержаться от скатывания в рецессию и подготовиться к функционированию в сильно изменившихся условиях. Главное здесь – продолжающаяся диверсификация: она уже дает свои плоды и в будущем даст еще больше. Несмотря на влияние санкционного давления, страна адаптировалась и выстояла. Прочность экономики позволяет исключить возможность изменения своей политики в соответствии с ожиданиями наших недоброжелателей, отвечать на каждый их недружественный ход, несмотря на любые издержки.

– Насколько эффективна переориентация экспорта продукции? Что интересует партнеров больше всего?

– Перераспределение товарных потоков на другие страны взамен выпавших рынков продолжается, но отдельные успехи уже есть. Произошла переориентация товарных поставок с рынков ЕС и Украины на рынок России на сумму в $6,5 млрд. Экспорт белорусских промышленных предприятий в РФ по итогам 2022 года вырос на 50%. Белорусский товарный экспорт в 2022 году в Китай составил $1,61 млрд (рост более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом). На 2023 год стоит задача увеличить данный показатель до $2,2 млрд, то есть примерно на треть. Товарооборот с Казахстаном достиг $1 млрд, в том числе экспорт составил $860 млн (рост 10,2%). Белорусско-российское торгово-экономическое взаимодействие – наиболее широкое и интенсивное. В прошлом году нашу страну посетили более ста делегаций различного уровня из регионов РФ и примерно столько же визитов из Беларуси состоялось в российские регионы. Беларусь стала вторым по значению торговым партнером России (после Китая), обойдя страны Западной Европы. Между Беларусью и Россией была достигнута договоренность о выделении Россией кредитных ресурсов для финансирования импортозамещающих проектов, прежде всего в сфере машиностроения и микроэлектроники. Не будет преувеличением сказать, что российским потребителям интересен весь спектр белорусской продукции, а также существует запрос на совместное производство сложных изделий, формирование цепочек создания стоимости. Другие страны, прежде всего восточные, также проявляют интерес к производственным и научно-техническим возможностям нашей страны. Спрос с их стороны есть буквально на все: от продовольствия, машин, продуктов нефтехимии, до товаров оборонного назначения, обучения специалистов и трансферта технологий. Санкции открыли для нас новые возможности, которые мы обязаны использовать. Мы делаем это не только для себя, от нас многого ждут и наши партнеры по всему миру.

– Импортонезависимость также стала важной в современных условиях. Как Беларусь работает в этом направлении?

– В результате недружественных действий ряда государств Беларусь оказалась полностью или частично отрезана от финансирования, высокотехнологичных товаров, рынков сбыта и инвестиций. С учетом высокой импортоемкости белорусского экспорта сочетание двух основных стратегий экономической политики – импортозамещающей и экспортно ориентированной – в современных условиях приняло особый характер. Ориентация на достижение независимости от импорта представляет собой качественно новую стратегию, которая не сводится к реализации уже имеющихся сравнительных преимуществ национальной экономики, а в большей мере направлена на создание новых конкурентных преимуществ, постепенное смещение их в отрасли с большей добавленной стоимостью. Другими словами, нужно не просто заместить импортный товар отечественным, ведь копирование не всегда означает создание равного по качеству и по стоимости товара или изделия. Необходимо найти новое решение на будущее, сработать на опережение. Не стоит добиваться полной импортонезависимости. Существуют целые классы товаров, которые невозможно или крайне трудно (слишком дорого) заместить. Ни одна страна не может создать весь спектр производств и все производственные цепочки. Создание полного цикла производства менее эффективно, чем участие в глобальных цепочках создания стоимости, даже не на самых прибыльных их участках. Поэтому в тех случаях, когда нужна точная копия деталей и узлов, которые перестали поставляться из-за санкций, есть потребность быстрого и точного повторения определенных товаров, может оказаться целесообразным их производство в своей стране или импорт из дружественных государств. В целом импортонезависимость предполагает такое состояние национальной экономики, когда ее функционирование не подвергается экзистенциальной угрозе, а внешнеэкономическая деятельность надежно обеспечивает потребности страны в искомых товарах и услугах.

– Оцените результаты работы экономики Беларуси за пять месяцев этого года.

– Публикуемая оперативная информация о макроэкономических показателях работы белорусской экономики дает основания для оптимизма. Идет восстановительный рост экономики. Валовая добавленная стоимость обрабатывающей промышленности за пять месяцев 2023 года возросла на 5,2% и в целом май закончился с лучшей динамикой роста ВВП в этом году, а результат летних месяцев ожидается еще лучшим: ведь к росту промышленности добавятся успехи сельского хозяйства. Поддержку росту ВВП оказывает постепенное увеличение внутреннего потребления, сопровождаемое сопоставимым ростом предложения товаров и услуг. Инфляционные риски остаются умеренными и регулятор уже в шестой раз за год снижает ставку рефинансирования. После прошлогоднего принятия мер по стабилизации цен на внутреннем рынке (введение предельной максимальной надбавки импортеров и максимальных оптовой и торговой надбавок) стремительный рост цен прекратился и даже произошло их некоторое снижение. Легализация параллельного импорта и сохранение норм ввоза товаров для личных нужд, в том числе в почтовых отправлениях позволили снять угрозу товарного голода. В перспективе сложности постепенно исчезнут, по мере реализации намеченных правительством планов: снять барьеры по увеличению экспорта в восточном направлении, обеспечить беспрепятственный путь следования белорусских товаров в РФ, завершить в этом году переговоры о свободной торговле услугами и об инвестициях с Китаем и странами СНГ. Кроме этого, планируется создавать государственные корпорации для конкуренции на внешних рынках и стимулировать внутреннюю инвестиционную активность путем снижения издержек инвестора в регионах посредством выплаты ему бюджетного трансферта на возмещение части капитальных затрат.

Поделиться

От БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *