На республиканском семинаре, прошедшем в Дзержинске (Минская область), состоялась презентация и торжественное подписание Информационной стратегии по активному долголетию на 2023-2025 гг. (ИС 65+). Документ, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РБ и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси, разработан в рамках Национальной стратегии «Активное долголетие — 2030». Она предполагает развитие информационного поля страны, влияющего на формирование активной жизненной позиции людей в возрасте 65 +, создание позитивного имиджа людей старшего поколения, борьбу с эйджизмом, основанном на стереотипах, фактически исключающих людей 65+ из социальной жизни, а также обучение специалистов СМИ.
– Пожилые люди — один из наиболее быстрорастущих сегментов общества. Именно поэтому важно учитывать потребности пожилых граждан и рассматривать старение населения не только как вызов, но и как новую возможность для развития общества, – отметила заместитель министра труда и соцзащиты РБ Марина Артёменко. – В связи с этим назрела необходимость формирования информационной повестки по созданию позитивного имиджа людей старшего возраста, чей потенциал нужно активно использовать. Причем речь идет о формировании системного подхода. И, безусловно, эти вопросы важно учитывать в выстраивании государственной политики.
– Опыт Беларуси в создании информационной стратегии по активному долголетию уникален, – подчеркнула глава офиса ЮНФПА Ольга Атрощенко. — Подобных практик в регионе стран Восточной Европы не существует. Люди старшего возраста – прогрессивны и их жизненная позиция меняется быстрее, чем общественное мнение. Более того, социсследование показало, что и от них самих есть запросы на доступность информации, касающейся различных сфер жизни, в частности, где получить дополнительное образование, как трудоустроится или монитезировать свое хобби и т.д. Таким образом, ИС 65+ поможет преодолеть стереотипы, привлечь внимание к созданию позитивного имиджа людей элегантного возраста, помочь им в реализации своего потенциала.
На встрече была представлена дорожная карта по реализации ИС 65+, которая включает себя такие мероприятия как информационные кампании, организация летней школы социального пиара для журналистов и специалистов соцсферы, разработка специальных факультативов для студентов факультетов журналистики и других, которые будут проводиться в 2024-2025 гг. Цель – чтобы к 2025 году не менее 50% тематических материалов в СМИ были направлены на поддержание стратегии активного долголетия.
— Информационная стратегия включает в себя новые стандарты в освещении жизни пожилых людей, — отметила начальник управления соцпомощи и соцобслуживания комитета по труду, занятости и соцзащите Могоблисполкома Ирина Козелецкая. – Важно разрушить стереотипное мнение об их беспомощности и неприспособленности к жизни. Причем использовать все информационные площадки – от традиционных газет до блогов в интернете. Возраст — это потенциал и важно, чтобы общество это осознало. Именно эту цель и ставит ИС 65+.
— Очень важно, чтобы СМИ правильно показывали жизнь и интересы людей старшего возраста. Ведь сегодня многие, достигшие 65, 70 лет и старше, активно участвуют в социальной жизни, с удовольствием получают новые знания, находят себя в творчестве, предпринимательстве, волонтерстве, — поделилась мнением председатель Могилевской городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов Зинаида Пенькова. – Мы – активная часть общества, ведь возраст – это цифра, а не образ жизни. Закрепление в обществе этих посылов, которые позволят представителями серебряного возраста активно реализовывать свой потенциал, и есть задача подписанной сегодня Стратегии.
— Люди, достигшие возраста мудрости, – удивительные. Они полны знаний, энергии, желания быть полезными семье и обществу, — уверена директор ЦСОН Ленинского района Могилева Елена Аргудяева. – Они спешат с пользой применять свой жизненный опыт, активно выражают свою позицию, участвуют в общественно значимых мероприятиях, проводят патриотическую работу, организуют благотворительные акции, занимаются спортом, выезжают на экскурсии по памятным местам Могилевщины и Беларуси. Таким образом, мы разрушаем мифы о старении, как о беспомощном, малоактивном, скучном и одиноком периоде жизни.
В рамках дорожной карты был дан старт республиканскому конкурсу «Активное долголетие людей 65+» среди работников ТЦСОН, который будет идти до октября, а итоги подведут в декабре. Завершилась встреча дискуссионной площадкой и созданием участниками форума макета логотипа ИС 65+, который, после обработки профессиональными дизайнерами, будет сопровождать все информационные кампании по реализации Стратегии.
В ближайшем времени Информационная стратегия по активному долголетию будет размещена на официальном сайте Министерства труда и соцзащиты РБ.