Она обозначила направления для выработки такой стратегии:
Первое.
– Необходимо определить с учетом общего видения будущего глобального развития — это современные принципы взаимодействия заинтересованных стран в контексте избирательных процессов. Не нарушая электоральный суверенитет, требуется выработка общепризнанных позиций и подходов, своего рода стандартов, как минимум регионального уровня, – акцентировала внимание Наталья Кочанова.
Второе.
– В числе ключевых направлений приложения наших сил должна быть работа по поддержанию в актуальном состоянии избирательного законодательства, уделяя особое внимание электоральной безопасности, включая ее эпидемиологические аспекты. Идеологическим ориентиром призваны служить Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также модельные акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ, – заявила спикер Совета Республики.
Третье. Необходимо выработать конкретные совместные шаги по решительному противодействию деструктивному внешнему влиянию на национальные избирательные процессы.
– С учетом накопленного опыта возникает резонный вопрос о целесообразности приглашения международных наблюдательных миссий, вроде Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, шаблонный, сугубо негативный отчет которых всем заведомо известен. Аналогичная ситуация и с аккредитацией зарубежных средств массовой информации. Давно пора разрушить монополию таких ангажированных организаций, претендующих на роль истины в последней инстанции, – отметила Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики Национального собрания выразила уверенность, что этому будет способствовать дальнейшее усиление роли и авторитета Миссии наблюдателей СНГ, группы международного наблюдения от ОДКБ и других наблюдателей, которые оценивают выборы исходя из фактического соответствия принятым стандартам, без «подгонки» отчетов под политическую позицию центров принятия решений:
– Возможно, пришло время подумать над учреждением особой международной инстанции по защите национальных избирательных процессов, которая была бы сродни созданному после Второй мировой войны антифашистскому комитету. Ведь и тогда, и сейчас речь идет об одном и том же — равном праве всех народов на самоопределение, самостоятельный выбор национального пути развития, а подрыв электорального суверенитета является не чем иным, как элементом террористической диктатуры.
Четвертое. Очень важно готовить электоральный резерв — молодежь — к участию в выборах и референдумах в разных статусах: члена избирательной комиссии, наблюдателя, волонтера, обратила внимание Наталья Кочанова:
– Молодые люди хотят видеть перспективы своего участия в выборах. Решению этой задачи могут быть посвящены специально создаваемые электоральные школы, в рядах обучающихся которых были бы и члены Молодежных парламентов, в том числе международных и межгосударственных объединений.
Пятое.
– Безусловно, надо развивать электоральную культуру как неотъемлемую часть политико-правовой культуры общества. Надо учить людей отличать правду от фейков, соблюдать инфогигиену, формировать массовый иммунитет к деструктивным полит- и пиар-технологиям. Политическая информированность и просвещенность — главное оружие в противодействии внешнему вмешательству во внутренние дела страны, – подчеркнула спикер Совета Республики.
Очевидно, что перечисленные задачи не могут быть решены только силами избирательных органов, отметила Наталья Кочанова. Требуется консолидация всех заинтересованных государственных и межгосударственных структур, научных и экспертных сообществ, патриотической общественности, средств массовой информации:
– Наша общая стратегическая цель — обеспечить условия для свободного, независимого определения гражданами будущего своей страны.