Как-то моя дочь спросила у меня: «Мама, какая профессия самая сложная?». Я задумалась. В голове роилось много вариантов. А потом ответила: «Одна из сложнейших профессий в мире – быть родителями. Она требует полной самоотдачи на протяжении всей нашей жизни. Когда ты вырастешь и станешь мамой, ты вспомнишь мои слова и поймёшь их».
А вдвойне труднее приходится приемным мамам и папам, которые однажды приняли для себя важнейшее в жизни решение – взять в свою семью чужого ребенка. Их жизнь полна радостных и грустных моментов, которые сложно объяснить тем, кто никогда не сталкивался с заботой о детях, которые остались без попечения своих родителей.
Вместе с мужем Николаем Николаевичем они прошли через многие трудности и знают на личном опыте, что значит пытаться стать родным человеком для чужого ребенка.
Родилась наша героиня в Минске. Но так как она часто болела, родители с маленьким ребенком переехали жить в Жлобинский район, к маминой маме.
Когда Жанне исполнилось 18 лет, отец потянулся к своим корням и перевез семью на малую родину – во Ржавку, где жили его родители и еще полдеревни родственников.
Здесь молодая красивая девушка встретила свою судьбу – познакомилась с местным парнем Николаем, который на тот момент только вернулся из армии. Спустя полтора года создали семью. Колхоз сразу выделил молодым дом, так как оба в нем работали. Вскоре появились детки: Артем, Николай и Карина.
Жили Бориковы мирно да складно, дом – полная чаша.
– Наша улица называется Молодежная. Все жители – до тридцати лет. Детей много. Но в основном одни мальчишки. Каринка наша постоянно грустила, что нет у нее подружек, не с кем играть, — рассказывает Жанна Михайловна. – И как-то мы с Колей по телевизору смотрели передачу «Теплый дом», где рассказывали про детей, которые воспитываются в детских домах. Моё сердце в тот момент так зашлось, и я предложила мужу: «Коль, давай на лето возьмем в свою семью погостить девочку. Будут дружить с Каринкой, играть вместе. И ребенку будет полезно провести время на свежем воздухе, в семейном кругу, где ей будут рады».
Наша героиня до сих пор благодарит своего мужа, который в тот момент на её такую внезапную и неоднозначную просьбу не отмахнулся, а, наоборот, поддержал.
Решение, которое они тогда приняли обоюдно, навсегда изменило их жизнь.
В Костюковичи, где находился детский дом, поехали вместе. Заведующий учреждением сразу их познакомила с шестилетней Алесей. И привели еще одну девочку – Яну, у которой недавно умерли родители.
– Смотрят мне в глаза эти девочки с огромной надеждой, с немым криком о любви и помощи, а у меня сердце кровью обливается, – и сегодня не без слез вспоминает тот момент Жанна Михайловна. – Я поняла сразу, что возьму к себе обеих, хотя заведующий пыталась меня отговорить, мол вы даже не представляете, насколько это тяжело. Но меня было не переубедить. Уже на обратной дороге домой девочки стали называть нас мамой и папой. Вот так, сразу, представляете! А когда приехали домой, и я отвела их в комнату, которую мы подготовили для девчонок, Яна упала на кровать и как стала плакать. Я испугалась: что такое, что не так? «Мама, я боялась, что ты меня оставишь в детдоме!». Каринка с девочками за лето стали «не разлей вода». И нашей, родительской радости, не было конца. С Алесей и Яной за три месяца мы нашли общий язык и стали друг для друга родными людьми.
Подходил к концу август. Разговоры о скором отъезде девочек откладывали «на потом» – ни у кого не хватало духу начать этот трудный разговор. Девочки втроем украдкой прятались и плакали от предчувствия скорой разлуки. Тогда первой, как и прошлый раз, заговорила Жанна Михайловна.
Осторожно и деликатно она обратилась к мужу: «Коля, я не представляю, как мы их отвезем обратно?!».
– Ты знаешь, мы все так привыкли к нашим девочкам, что и для меня уже нет разницы между Кариной, Алесей и Яной. Будем забирать! – ответил глава семьи.
И в этот раз Николай Николаевич был един во мнении со своей супругой, чтобы эти дети стали полноценными членами их большой и дружной семьи.
– Спасибо тебе большое, что снова поддержал меня, – радостно восклицала наша героиня. – Где трое – там и пятеро! Справимся!
Эта история с хэппи-эндом случилась в 2002 году. А уже в 2003-м Бориковы официально получили статус приемной семьи. С тех пор они ведут семейную летопись, запечатленную в бесчисленных фотографиях множества фотоальбомов. Казалось бы, что может быть счастливее и прекраснее для женщины, чем быть мамой?
Мама нужна каждому ребенку, как воздух. Но мамы бывают разные. Есть мамы, которые своим огромным материнским сердцем и любовью готовы объять и обогреть весь мир, а есть еще другие – те, которые бросают своих же детей на произвол судьбы.
За 20 лет в доме Бориковых ни на минуту не стихали детские голоса и смех. И не стихнут никогда, потому что к детям уже добавилось новое поколение – внуки.
12 травмированных детских душ исцелились заботой, вниманием, лаской, любовью и поддержкой приемных родителей Жанны Михайловны и Николая Николаевича. Кто-то был в этой семье больше времени, кто-то – меньше. Но в сердце каждого из них живет огромная благодарность за то, что эти люди встретились однажды на их пути и дали возможность в полной мере ощутить материнскую ласку и отцовскую поддержку, показали пример, на каких правильных принципах нужно строить отношения со сверстниками, взрослыми, и как вкладывать душу в своих детей и свою семью.
В беседе Жанна Михайловна не скрывала, сколько горьких и неприятных минут ей пришлось пережить, когда приходилось присутствовать на заседаниях суда, где рассматривались вопросы о восстановлении горематерей в своих родительских правах, когда в её семью приходил «ребенок-ёжик», душа которого была искалечена «материнско-отцовским» безразличием.
Алеся и Яна, которые первыми попали в эту семью из детского дома, давно взрослые, вышли замуж и воспитывают своих детей.
Алесе 29 лет, живет в Италии. С первого класса она ездили в эту страну по чернобыльской программе в итальянскую семью, которая после окончания 11 класса её удочерила.
Яне 32 года, она со своей семьей живет в Осиповичах.
Осчастливили Бориковых и свои дети: у таршего Артема – трое парней: Артур, Богдан и Ярослав; Николая – двое: Елисей и Лев; Карины – Глеб и Альбина. Поэтому скучать бабушке и дедушке некогда.
Я перелистывала семейные фотоальбомы Бориковых и видела только счастливые, неподдельно радостные детские лица: вот вся большая семья чаёвничает, здесь – они радуются первому снегу и лепят снежную бабу, а здесь все вместе загорают и купаются, вот – детские дни рождения с тортами, свечами, улыбками и, самое главное, в кругу любящей и заботливой семьи.
На этих фотографиях запечатлены обычные на первый взгляд, но очень личные события, из которых складывается история счастливой семьи Бориковых.
Покидая теплый, уютный, гостеприимный и радушный дом, масса мыслей крутилось в моей голове. И главная, на мой взгляд, как тяжело и ответственно стать родителями детям, познавшим безразличие и унижения от биологических родителей. Ведь в этот дом приходили в том числе и дети с тяжелейшими психологическими травмами, израненные предательством, с непростыми характерами. Многие из них всю жизнь пронесут в себе боль, которая взвалила на маленькие детские плечи вину взрослых. И подобрать к каждому ключик, достучаться до их сердца, растопить их зачастую застывшие души – ох, как сложно. Сделать это сможет далеко не каждый.
Лишь бесконечно большое сердце, любовь и терпение, желание хоть чуть-чуть сделать этот мир лучше, а жизнь детей в нем – немного счастливее.
Принять каждого ребенка душой и сердцем – вот главный секрет нашей героини. И сегодня рядом с Жанной Михайловной самое дорогое, что может быть у женщины, – дети!