В Минске проходит международный форум по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО-2023. На пленарном заседании “Цифровая экономика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития” III Форума “Цифровая экономика” председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков рассказал о научно-инновационном обеспечении развития цифровой экономики в нашей стране.

“Цифровая трансформация экономики, системы государственного управления и социальной сферы и других отраслей сегодня рассматривается как наиболее эффективный инструмент социально-экономического развития нашей страны в целом. Именно поэтому важна поддержка государством IТ-индустрии как драйвера развития экономики”, – рассказал Сергей Шлычков.

По его словам, интенсивная цифровизация экономики страны характеризуется рядом показателей, в том числе подключением населения к интернету, формированием новых рынков программных продуктов и т.д. Если в 2011 году количество абонентов беспроводного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения составляло 19, то в 2022 году этот показатель превысил 150. Также наблюдается рост валовой добавленной стоимости организаций сектора ИКТ в экономике.

Технологии робототехники, искусственного интеллекта, 3D-моделирования и печати могут значительно снизить затраты на производство по мере их все более активного внедрения.

“На сегодняшний день все органы государственного управления Республики Беларусь ведут активную работу, направленную на скорейшее становление цифровой экономики в нашей стране. И ГКНТ не исключение. Можно выделить два направления деятельности ГКНТ в сфере цифровизации: внедрение информационных технологий в деятельность органа государственного управления и государственное регулирование для создания условий, способствующих цифровизации национальной экономики”, – рассказал глава ГКНТ.

Первое направление включает три частных задачи. Первая задача – полный переход на электронный документооборот. Вторая – перевод административных процедур и услуг в электронную форму в рамках реализации концепции электронного правительства. Третья – создание информационных систем.

“Они позволяют автоматизировать самые разные задачи, например, регистрацию и ведение реестров зарегистрированных НИОК(Т)Р и результатов научно-технической деятельности, объектов права промышленной собственности, мониторинг, прогнозирование потребности и планирования подготовки научных работников высшей квалификации, проведение единой государственной научной и научно-технической экспертизы НИОК(Т)Р и так далее”, – пояснил Сергей Шлычков.

В соответствии с нормами указа Президента “О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий” учитывается требование по интеграции Единой системы идентификации физических и юридических лиц с возможностью использования ими единых электронных цифровых подписей.

Председатель комитета также отметил, что ГКНТ, как и другие органы государственного управления, поэтапно внедряет новые требования в жизненный цикл программного обеспечения в рамках модернизации существующих и создания новых систем. В частности, в этом году на базе белорусской облачной платформы был развернут кластер информационных систем ГКНТ.

“Таким образом, современные тенденции, характерные для больших коммерческих организаций, в целом не очень существенно отличаются от направлений цифровизации органов государственного управления”, – добавил он.

Наиболее важным для страны направлением деятельности ГКНТ является разработка комплексного прогноза научно-технического прогресса.

“Сейчас идет разработка второго такого прогноза до 2030 года. Предыдущий прогноз был разработан на 2021-2025 годы. В их основе – методология форсайта, которая позволила значительно повысить качество прогнозирования для 14 важнейших отраслей экономики страны”, – сказал Сергей Шлычков.

Результатом прогноза является перечень приоритетных направлений научно-технического развития страны. С учетом результатов прогноза формируются программа социально-экономического развития и иные документы развития отраслей экономики.

Однако само по себе прогнозирование является лишь инструментом целеполагания, уверен руководитель ГКНТ. Не менее важны и механизмы достижения поставленных целей. В целом такие механизмы законодательно обоснованы. Это прежде всего документы, которые регламентируют реализацию различных проектов, научно-исследовательских работ, инновационных проектов в рамках действующих госпрограмм.

Масштабность этой деятельности характеризует статистика.

“По итогам 2022 года в нашей стране одновременно выполнялось около 1,2 тыс. исследований и разработок, не считая инновационные и инвестпроекты. Примерно 2/3 из них носят строго прикладной характер и выполняются по заказу из реального сектора экономики. По большей части эти исследования и разработки базируются на ИКТ, потому что в системе приоритетов на действующие 5 лет первыми были определены именно информационно-коммуникационные технологии с рядом критических сфер исследований. Это позволило иметь достаточно удачные примеры”, – отметил Сергей Шлычков.

Примерами наиболее успешных научно-технических программ в ИКТ-сфере являются “Интеллектуальное приборостроение”, “Инновационное машиностроение и машиностроительные технологии” и “Кибербезопасность”.

Участвуя в заданиях программ организации-изготовители, независимо от форм собственности, имеют возможность наладить производство инновационной продукции, разработанной по результатам НИОК(Т)Р и тем самым сэкономить значительные средства на ее разработку. “Только за 2022 год на примере “АМКОДОРа” разработано 8 единиц дорожной, лесозаготовительной и другой техники с использованием современных технологий, по сути, с нуля. Силами ОАО “ЦНИИТУ” в 2021 году разработана интеллектуальная система автоматизации конструкторско-технологического проектирования и подготовки производства изделий предприятий машиностроительного комплекса”, – привел примеры председатель.

Он также рассказал, что сейчас на предприятии “БелДЖИ” разработана и внедряется технология мелкоузловой сварки транспортных средств марки Geely с использованием роботизированной линии. Новизна заключается в применении передовых решений в области электроники, мехатроники и систем автоматизированного проектирования. Разработка интегрирована в общезаводскую систему управления производства, создана технологическая документация и программное обеспечение на базе которого в будущем возможно создание автомобилей собственной разработки.

Более крупными можно назвать проекты, которые реализуются в рамках государственной программы инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы. Программа формируется на конкурсной основе и включает множество стимулирующих механизмов. Среди них – бюджетное финансирование на безвозмездной основе, привлечение на возвратной основе дополнительных средств Белорусского инновационного фонда на условиях 0,5% ставки рефинансирования Национального банка, сроком пользования средствами до 7 лет с возможностью отсрочки платежа по основному долгу и процентам сроком до 2 лет (сейчас в стадии рассмотрения находится проект указа Президента, предусматривающий снижение процентной ставки до 0,15% и увеличении срока пользования средствами до 9 лет). Также к стимулирующим механизмам можно добавить отнесение инновационных проектов к инвестиционным (освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС технологического оборудования, ввозимых для реализации инновационных проектов), инвестиционный вычет в размере до 150% от объема капитальных затрат по проекту, освобождение от земельного налога или арендной платы земельных участков, используемых для строительства объектов в рамках реализации проектов программы, до полного завершения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию.

В 2021-2022 годах в государственной программе реализовывались 78 инновационных проектов с общим объемом финансирования более Br340 млн бюджетных средств и более Br3 млрд внебюджетных средств. Практически в каждом из пяти определенных государственной программой направлений составляют основу проекты в сфере ИКТ.

Наиболее яркими примерами является проект “Внедрение технологии производства металлоконструкций с мультисистемной интеграцией процессов на основе концепции Индустрии 4.0” на Новополоцком заводе технологических металлоконструкций. Также Сергей Шлычков привел в пример проект “Строительство цифровизированного завода по производству инновационных ветеринарных препаратов серии “Зеленая линия – альтернатива антибиотикам” с учетом требований системы GMP и с внедрением мировых подходов к проектированию, контролю и управлению производством на базе концепции Индустрия 4.0 и IT-технологии BIM, IoT и AI” на ООО “Белкаролин”. Данное производство будет включать цифровой конструктор ветпрепаратов, а также сквозную автоматизацию всех процессов производства.

“Помимо программно-целевого подхода к достижению поставленных целей ГКНТ активно участвует в формировании национальной системы субъектов инновационной инфраструктуры, важнейшим элементом которой являются научно-технологические парки. К настоящему моменту создано 17 технопарков, которые располагаются во всех областных центрах и ряде других городов”, – рассказал председатель ГКНТ.

Статус резидента технопарка позволяет юридическому лицу, вне зависимости от размера и формы собственности, претендовать на ряд налоговых льгот: льгота по налогу на прибыль (ставка в 10% вместо 20%), пониженная стоимость аренды помещений (понижающий коэффициент к базовой арендной ставке для резидентов составляет от 0,1 до 0,9), полное освобождение от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты.

В зависимости от технопарка перечень может расширяться. Так, например, в Минском городском технопарке резиденты освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, ввозных таможенных пошлин и некоторых таможенных сборов до 2030 года. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет со дня регистрации в качестве резидента. Также для резидентов применяются понижающие ставки оплаты за электроэнергию.

“Подобная поддержка частной инициативы привела к активному росту объема произведенной продукции. Так, только за прошлый год объем производства к уровню 2021 года увеличился на 40%. Важно отметить, что доля резидентов технопарков, основным направлением деятельности которых являются информационно-коммуникационные технологии, составляет порядка 40% от общей численности в 252 резидента. И эта доля постоянно увеличивается”, – заключил Сергей Шлычков.

Поделиться

От БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *