Вот скажите, что вы делаете, когда вам очень грустно? А когда от радости хочется взлететь? А в Индии по тому и другому случаю танцуют. И правильно, мне кажется, делают, потому как танцы – отличная возможность выплеснуть свои эмоции. Это язык тела и чувств, способный передавать всю гамму эмоций, которые нас наполняют. Есть старая восточная притча: пришел как-то человек к мудрецу и сказал: «О, мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни».
Подумал мудрец и научил человека танцевать. Кто-то скажет, что танец – это искусство, кто-то возразит, что это всего лишь набор пластичных движений и неотъемлемая часть любого праздника. А для нашей собеседницы танец – это состояние души, способ самовыражения, это не просто движения, а маленькая жизнь, прожитая в такт мелодии.
Танцы сопровождают нашу героиню практически всю жизнь. Увлеклась она ими в третьем классе, когда самостоятельно приняла для себя решение начать заниматься в танцевальном кружке и получила одобрение родителей. Поначалу танцы долгое время были ее хобби, а позже с ними она связала и свою профессиональную деятельность. С тех пор более двадцати лет Марина Валерьевна обучает танцевальному искусству детей.
– С 3 по 9 классы я занималась танцами в Доме пионеров, так раньше называлось наше учреждение, – рассказывает Марина Валерьевна. – Танцевать мне очень нравилось, поэтому занятия посещала с удовольствием. Правда, постоянно менялись педагоги: одни, отработав положенный срок, уходили, на смену им приходили молодые специалисты, которые через непродолжительное время тоже уезжали восвояси.
И, конечно, такая текучесть кадров была большим минусом. Поэтому, когда встал вопрос, куда поступать после окончания школы, директор Дома пионеров Алла Алексеевна Новикова сказала: «Марина, ты же столько лет посвятила танцам, выросла на моих глазах. Поступай учиться в Могилевское училище культуры на хореографа. Из тебя получится отличный специалист. Вернешься к нам и будешь обучать танцам детишек». Так, с легкой руки директора в учреждении появился свой специалист с красным дипломом, который прирос душой к коллективу, своим воспитанникам и навсегда остался в родных пенатах. С 2000 года хобби стало её работой.
– Марина Валерьевна, как считаете, что дают танцы для развития ребенка?
– Занятия в нашем детском танцевальном кружке направлены не только на физическую подготовку, но и на развитие чувства ритма и музыкального слуха, любви к музыке и красивым движениям. Вдобавок формируется правильная осанка, пластика. Для детей танцы становятся игрой, творческим процессом. Ребенок учится координировать движения, развивает память, запоминая танцевальные комбинации и их последовательность. К тому же, у детей огромная потребность в движении. И когда эти движения преподносятся в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, например, плюс к этому добавляется музыкальное сопровождение, – это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребенка. Детишки, особенно начального звена, очень любят сюжетные танцы, в основе которых подражающие и обыгрывающие движения. Мои воспитанники, слушая слова и мелодию, даже сами придумывают танцевальные движения. В прошлом году третьеклашки на открытом уроке сами придумали вторую часть танца. И им, и мне настолько понравился результат, что в этом году этот танец мы представили на республиканском конкурсе «Здравствуй, мир!», который проходит в три этапа. На районном мы заняли первое место. Сейчас ожидаем результатов областного тура.
В настоящее время Марина Кузник преподает танцы в шести возрастных группах, начиная с первоклашек и заканчивая восьмиклассниками. В каждой группе до 15 человек. И дополнительно занимается с одиннадцатиклассниками, обучая их вальсу к выпускному. Все они занимаются в танцевальном объединении по интересам «Непоседы».
На вопрос: почему педагог выбрала такое название, собеседница ответила:
– Как только я пришла работать и набрала первые группы детишек, встал вопрос: как же мне назвать объединение? Много разных было вариантов. А потом, посмотрев, какие дети шустрые, неугомонные, озорные, словом дети-непоседы, так и родилось это название. Для педагога ближе, конечно, народные танцы, их она танцевала с детства. Но современных детей, когда с экранов планшетов, телефонов и телевизоров они видят, какое существует разнообразие танцевальных направлений, только народными танцами трудно увлечь. Сегодня юные пользователи ТикТока, очарованные движениями актрисы Дженны Ортеги, пытаются повторить эффектный танец Уэнсдей из одноименного сериала. Многие родители, уверена, как и я, пережили этот момент, когда дочь наряжается в черную одежду, делает макияж, прическу как у героини, чтобы походить на дочь Адамсов, и присоединяется к флешмобу, снимая свой танец на телефон. Действительно, вкусы и предпочтения у моих учеников разные и постоянно меняются: сегодня они увлечены танцем Уэнсдей, завтра кого-то другого. Но это все развлечения ради, не больше. Основное направление в нашей с ними работе – это эстрадные танцы. Делаем танцевальные постановки и под песни белорусских исполнителей в современной обработке. Моим ученикам это тоже нравится.
– Марина Валерьевна, передалась ли любовь к танцам Вашей дочери?
– Честно сказать, она вообще не хотела танцевать и об этом мне открыто говорила. Но когда пошла в первый класс, произошла следующая ситуация. Я пришла к ним во время продленки и предложила записаться на уроки танцев. И все ее девочки-одноклассницы тут же согласились. Моя доченька осмотрелась, что остается одна с мальчишками в продленке, и говорит: «Марина Валерьевна, а Вы не можете и меня к себе на танцы взять?». Я с нескрываемым удивлением ей тогда ответила: «Ну, давай, Вика Кузник, приходи!». И представляете, практически целый учебный год дети не знали, что я её мама. Только в конце первого класса девочки спросили: «Марина Валерьевна, а почему Вы Вику всегда после уроков танцев забираете?». «Она моя дочь!», – ответила я. «Да?», – удивились дети. «Так она же Вас не любит! Когда Вы приходите в класс, мы все бежим с Вами обниматься, а Вика всегда стоит в стороне». На что я им ответила: «Я мама только дома. А на работе я учитель!». И действительно, Вика все это время называла меня на уроках исключительно по имени-отчеству, никогда ничем не выдав в себе мою дочь. Занималась она танцами у меня до восьмого класса. Потом их группа распалась, и больше она не танцует. Приближается поступление в вуз. А дальше – жизнь покажет.
Педагог уверена, что детям важно не только учиться танцевать, но и выступать на сцене. Дети в танце учатся лучше понимать себя, раскрепощаются. А во время показательных выступлений они еще и учатся держаться перед аудиторией, преодолевают страх публичных выступлений.
– Бывают и казусные ситуации, на одном из выступлений на конкурсе участница впала, как говорят, в ступор. Остальные продолжают танцевать, а она стоит недвижимо. Жюри в недоумении. Я ей всячески жестикулирую из-за кулис – реакция нулевая, – рассказывает педагог. – Пока другая девочка не ухватила ее за руку и потянула танцевать дальше. После таких случаев важно поддержать ребенка, успокоить и настроить на дальнейшую работу.
– Стоит ли отдавать ребенка заниматься танцами без его желания?
– В этом вопросе все должно зависеть от ребенка, а не желания родителей, – отвечает Марина Валерьевна. – Если он не хочет ходить на танцы, но при этом на уроках все делает, старается, у него наблюдаются успехи – определенно да, водить стоит. Если же у ребенка нет желания, он ничего не делает и отвлекает других – то в таком случае лучше повременить и попробовать через годик.
Моя героиня, с детства влюбившись в танцевальное искусство, с большим удовольствием им занималась и продолжает обучать языку танца своих учеников, считая, что это лучший способ направить безграничную энергию детей в нужное русло.
– Когда человек говорит: «Я не умею танцевать!» – это неправда, – уверена моя собеседница. – Танцуют все – и дети, и взрослые. И неважно, по правилам ты танцуешь, или двигаешься, как умеешь. Кто-то это делает на сцене, кто-то в танцевальной студии, кто-то на дискотеке, дома на кухне. Не стесняйтесь давать волю чувствам и получать от этого удовольствие!