Народному художнику Беларуси, заслуженному деятелю искусств профессору Борису Федосеевичу Герловану сегодня исполняется 85 лет.
Родился Борис Герлован в Украине в 1937 году. Еще в школе у него проявилась склонность к рисованию, и в 1952 году он отправился учиться в художественное училище в Молдову, откуда родом был его отец. Затем Герлован поступил в Белорусский театрально-художественный институт на отделение станковой живописи. Одновременно начал работать декоратором в Театре юного зрителя. В 1962 году главный художник Белорусского театра имени Янки Купалы Армен Григорьянц пригласил его декоратором в Купаловский театр, с которым Борис Федосеевич и связал всю свою дальнейшую творческую жизнь. В институте он перевелся с отделения живописи на художественно-декоративное, в мастерскую Евгения Чемодурова и Павла Масленикова, а в театре под руководством Григорьянца от спектакля к спектаклю совершенствовал свое мастерство.
“Я пришел в театр в 60-е годы, и мне все еще помнится бытовой театр, натуралистический. Если уж ставили на сцене хату, то она должна была быть “настоящей” – со мхом из-под бревен. Работа над поиском образа, метафоры не поддерживались: все должно было быть как в жизни. Это всегда меня очень удивляло, но само время помогало двигаться вперед и диктовало свои законы. 70-е годы дали театру новую драматургию и режиссуру, которые в свою очередь требовали и нового художественного оформления спектакля. Всплеск образности, быстрой смены картин стал открытием для зрителя. Появилась условность, большее значение приобрели символы, так называемый фактурный образ, который рождал множество ассоциаций. Это было своеобразным возрождением современного театра”, – рассказывал в одном из интервью газете “Літаратура і мастацтва” художник.
Борис Герлован работал со многими талантливыми режиссерами, в том числе с Борисом Эриным, Георгием Щербаковым, Владимиром Маланкиным, но большую и лучшую часть своих постановок осуществил вместе с художественным руководителем Купаловского театра Валерием Раевским.
Своеобразную декоративную белорусскую сюиту составили оформленные им спектакли “Разоренное гнездо” Янки Купалы, “Плач перепелки” Ивана Чигринова, “Порог” Алексея Дударева. С именем Бориса Герлована связаны лучшие достижения Купаловского театра последних десятилетий: “Ромул Великий” Фридриха Дюрренматта, “Чичиков” по поэме Николая Гоголя. Безусловным успехом Бориса Герлована стали спектакли “Князь Витовт” и “Чорная панна Нясвіжа” Алексея Дударева.
“Мне всегда очень интересен поиск, то состояние, когда я еще не могу определить, что мне нужно, а что нет, когда я могу летать, фантазировать и не думать о том, что мне не хватает денег на мои воздушные замки и необыкновенные корабли. Такое состояние, вероятно, можно сравнить с состоянием предчувствия любви”, – так описывает творческий процесс Борис Герлован.
Бережно относясь к традициям национальной сцены, Борис Федосеевич Герлован творчески обрабатывает их, обращается к эксперименту, постоянно ищет новую сценическую образность. Если в спектакле “Люди на болоте” Ивана Мележа сценограф возобновил точную атмосферу жизни крестьян белорусского Полесья, то в спектакле “Буря” Уильяма Шекспира создал удивительный, феерический, неповторимый мир.
Благодаря своему таланту Борис Герлован является полноправным соавтором драматургического произведения. Его творчество отличает яркая образность художественного мышления, метафоричность, использование необычных фактур и материалов, объемных декораций, трансформирующихся по ходу действия, гармоничное сочетание цвета, фактур и световой партитуры. Единство этих составляющих и придает сценографии Герлована яркую зрелищность и эмоциональную выразительность.
За большой личный вклад в развитие театрального искусства Борис Герлован в 1998 году был награжден медалью, а в 2008 – орденом Франциска Скорины.
В ноябре этого года на 8-м Республиканском фестивале национальной драматургии им. В.И.Дунина-Марцинкевича в Бобруйске Борис Герлован получил награду в номинации “Лучшая сценография” за постановку “Чорная панна Нясвіжа”.