Все новшества отразятся в указе. Максимально простым языком, чтобы все понимали, что предстоит делать. Документ опубликуют до Нового года.
К новым правилам стремились поэтапно. Выработанная система прошла широкое обсуждение среди специалистов, учеников и их родителей. И в целом перемены восприняты позитивно. Что ожидает выпускников школ? Что нужно для поступления в вузы? Кому пригодятся бонусы для получения высшего образования? Знает Антон Ковальчук.
Скромный интеллигент с оригинальной шевелюрой Михаил – вундеркинд из столичной гимназии. Лауреат и призер математических олимпиад – от районного до республиканского масштаба. В свои 16 уже построил серьезные планы на будущее. Первый шаг – поступление в главный вуз страны. Специальность – прикладная математика. Исключительно по зову сердца.
Михаил Наумович, учащийся 11 класса «гимназии №41» г. Минска: «Мне с детства говорили, что математика – царица наук. Я очень ценил ее за логический аспект. Мне всегда нравилось находить какие-то взаимосвязи, зависимость между числами, между переменными, решать уравнения. Мне с детства прививали любовь к учебе. Так вышло, что мне математика давалась легче всего. Подготовка идет гладко. Первое ЦТ написал, доволен своими результатами. Насчет поступления особо не волнуюсь».
Михаил уверен: математический ум открывает большие перспективы в будущем. Причем сулят разные профессии – экономист, бизнес-аналитик, физик, кибер-программист. Этакий «универсальный солдат» на рынке труда. Знания и вкусовые предпочтения парню прививали планомерно. Во многом благодаря продуманной учебной программе. Гимназия в стране – на передовой в образовательном процессе.
Елена Лукьянович, заместитель директора по учебной работе «гимназии №41» г. Минска: «У нас заведено в гимназии уже с 7 класса на повышенном уровне вести преподавание математики. Если считать три класса в параллели, то ровно 30% учеников занимаются на повышенном уровне математикой, и дает свои результаты. Причем эти результаты от районного конкурса до международных уровней. Это – система, это – ежегодные победы. И мы гордимся своими победами, и развиваем это направление».
Со своим будущим Тимур уже определился. Выпускник химико-биологического класса хочет стать врачом-диагностом. При этом поступить в мед попробует уже в декабре – без экзаменов, не дожидаясь ЦТ и, по сути, за полгода до вступительной кампании. Да, такое возможно! По новым правилам для зачисления в ВУЗ ему достаточно будет стать призером университетской олимпиады. Заявка на участие уже отправлена.
Тимур Насиров, учащийся 11 класса СШ №19 г. Гомеля: «Во-первых, регистрация занимает пять минут. Я считаю, попробовать должен каждый. Во-вторых, это отличная возможность для тех, кто, может быть, не очень силен в химии, но одарен в биологии. Если раньше на ЦТ абитуриенты могли угадать где-то правильный ответ, то сейчас такого не получится. Здесь абитуриенты должны продемонстрировать свои знания».
И такое впервые в истории медобразования страны. Вузовская олимпиада пройдет в два этапа. Один – дистанционно. Набравшие не менее 70% правильных ответов – то есть сильнейшие школьники – выйдут в финал. Его проведут очно.
Виктор Мельник, проректор по учебной работе Гомельского государственного медицинского университета: «И ребята, которые наберут больше 50% баллов, будут членами жюри распределены по дипломам 1, 2 и 3 степени. И в марте-месяце смогут стать студентами университета, с радостью встретить лето, не напрягаясь о том, что им еще нужно будет сдавать ЦТ. Раньше такой возможности не было. Может, кто-то сильно волновался и не мог поставить правильные ответы в квадратике, которые предлагались в бланке ЦТ. Сегодня мы можем услышать абитуриента и понять, действительно ли он подготовлен для того, чтобы стать студентом университета».
Для олимпиадников и талантливой молодежи – хорошие бонусы. А что с другими выпускниками? 11-классники будут сдавать централизованный экзамен – тестирование по русскому либо белорусскому языку. Второй тест – на выбор. При поступлении в вуз нужно будет сдать один дополнительный экзамен в виде ЦТ. Плюс – средний балл аттестата и характеристика. Крайне важно, чтобы выпускники поступали туда, куда реально лежит душа, а не бегали по университетам, лишь бы баллов хватило. Сделать связку школа-вуз оптимальной.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Переход на централизованный экзамен, который унифицирован как по своему содержанию, так и по форме с ЦТ, который используется для поступления в университете – это является серьезной новацией, она абсолютно справедлива по отношению к учащимся. Потому что каждый ученик 11 класса понимает, как ему подготовиться и получить итоговую аттестацию, затем как поступить в университет. Принципиальный момент – введение внутреннего устного экзамена для тех ребят, которые поступают на целевую форму подготовки. Еще со школьной скамьи они уже знают, на какое предприятие, в какую организацию они придут работать и как минимум 5 лет своей профдеятельности после окончания вуза они свяжут».
Вступительная кампания – это стресс. Абсолютно для всех. Переживают дети, родители, педагоги. Многие из нас это проходили. А тут еще придется работать и учиться по-новому. Потому так тщательно прорабатывался вопрос, проанализированы все риски и возможности, чтобы не наделать ошибок и вновь не менять правила.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Как раз-таки главное условие главы государства, которое было – это прекратить постоянно менять правила приема. Так вот те подходы, которые мы предложили: введение централизованного экзамена, полагаем, что эта форма очень быстро и благополучно приглянется нашим выпускникам. И здесь не будет необходимости каким-то образом ее изменять».
Все новшества отразятся в указе. Максимально простым языком, чтобы все понимали, что предстоит делать. Документ опубликуют до Нового года. А пока с этого дня заработала телефонная линия по вопросам вступительной кампании и выпускных экзаменов. В профильном ведомстве выслушают и помогут разобраться каждому!