О том, какие изменения вступят в силу в связи с новым законом “О лицензировании”, во время пресс-конференции “Лицензирование в Беларуси: новации законодательства” рассказала заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок, передает корреспондент БЕЛТА.
“14 октября 2022 года принят закон Республики Беларусь №213-З “О лицензировании”. Его подготовка проводилась при участии Национальной академии наук Беларуси на основе анализа практики применения действующих норм и международного опыта. Также документ глубоко проработан с деловым сообществом, органами государственного управления и учитывает определенные подходы. Мы обеспечиваем преемственность заданным главой государства базовым принципам лицензирования. В их числе приоритетность защиты прав и законных интересов субъектов, их равенство, недопустимость использования лицензирования для ограничения конкуренции, открытость и доступность информации. Также конкретизируются цели лицензирования, как в целом, так и по каждому виду деятельности. Так, понятие “защита государственных и общественных интересов” позволяет обосновать лицензирование практически любого вида деятельности. Закон четко определяет, что лицензируются только те виды деятельности, которые несут повышенную опасность или риски нарушения таких интересов”, – рассказала Ирина Бабаченок.
Также она добавила, что с введением данного документа улучшается бизнес-среда в международной торговле услугами – исключается необходимость открытия постоянного представительства для получения лицензии иностранными организациями. Кроме того, руководствуясь принципом разумности, соразмерности и экономической обоснованности, уточняются перечни требований к соискателям лицензий и лицензиатов. Это могут быть требования к месту, средствам осуществления деятельности, квалификации персонала и особенностям отчетности.
“Помимо прочего конкретизирован и перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании. Руководствуясь защитной функцией инструмента лицензирования в отношении государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, права, законных интересов граждан, уточняются перечни лицензируемых видов деятельности, работ и услуг. Вводятся требования о наличии лицензии для реализации образовательных программ дошкольного и среднего образования, а также розничная торговля нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения. В отношении образовательной деятельности требования закона вступили с момента его официального опубликования, остальные новеллы закона вступят в силу с 1 января 2023 года”, – пояснила замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики.
Еще одно новшество, по ее словам, это приближение правового регулирования в сфере лицензирования к цифровому формату. Лицензия больше не разрешение на право осуществления какой-либо деятельности, а право ее осуществления. При этом для его осуществления достаточно визуально свериться с данными Единого реестра лицензий (ЕРЛ). Такой подход полностью исключает необходимость получения лицензии как документа (бумажного или даже электронного), а также исключает связанные с этим затраты на изготовление, хранение, транспортировку, размножение, получение дубликата лицензии.
“В настоящее время Министерством экономики совместно с органами госуправления организована масштабная работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями закона. Уже сейчас организовано проведение всех технических мероприятий по приведению функционала ЕРЛ в соответствие с новациями. С 1 января 2024 года закон предполагает возможность подачи заявления о предоставлении или изменении лицензий в электронном формате, что является важным шагом на пути к цифровизации административных услуг”, – подытожила Ирина Бабаченок.