Пока в мире продолжают спекулировать на теме еды, продовольственная безопасность остается прямым синонимом независимости. Иными словами – будем свободны, если сможем себя накормить, то есть быть с хлебом, молоком, сахаром.
К слову, последний продукт не единожды оказывался в топе горячих новостей, которые автоматически подогревали покупательский ажиотаж – вспомните лето. Страсти утихли – что же в сухом сахарном остатке?
Город, в котором особенно сладко! Слуцк известен не только своими уникальными поясами, но и тем, что вот уже почти 60 лет здесь производят белое золото. Его выпускают на четырех белорусских предприятиях. На звание сахарной столицы также претендуют Городея, Скидель и Жабинка. Однако предприятие в Слуцке – самое крупное. Ему нет равных на всем постсоветском пространстве.
Валерий Налетов, заместитель генерального директора по экономике Слуцкого сахарорафинадного комбината: «Основное преимущество нашего сахара – это высокое качество. Мы можем производить сахар “экстра”, который используется для пищевой промышленности, для лекарств. Мы очень сильно отличаемся от других производителей. В Российской Федерации, например, буквально несколько предприятий могут производить сахар такого уровня и в таком количестве, что немаловажно. Это конкурентоспособное преимущество, которое позволяет продавать чуть дороже».
Сахарный комбинат начинается со свеклопункта! Пока машин здесь еще не так много, но вскоре поток будет нескончаемым. Начало сентября – то самое время, когда производители сахара открывают новый сезон.
Первые 10 тысяч тонн корнеплодов нового урожая привезли именно сюда. Темпы сбора по всей стране в три раза опережают прошлогодние, а потому ценное сырье наши заводы получают как никогда заблаговременно. Свеклы планируется собрать рекордных 5 миллионов тонн, а значит, и производители будут сполна загружены.
В среднем, жители Беларуси ежегодно потребляют около 350 тысяч тонн сахара! Однако наши заводы производят в разы больше белого золота. По традиции, мы экспортируем его и за пределы страны. Сейчас тонна сахара стоит порядка тысячи долларов. Получается хорошо зарабатывать, но в приоритете – все-таки внутренний рынок.
И кстати, получать прибыль можно не только за счет сладких кристаллов. Ведь это безотходное производство! Тем более, из тонны свеклы получается только 150 килограммов сахара. А что же в остатке?
Андрей Стром, главный технолог Слуцкого сахарорафинадного комбината: «Весь процесс переработки занимает 12-14 часов. Сахар – это основной продукт производства. Второстепенные – эта меласа, также свекловичный жом».
Белорусские сахарные заводы – современные и технологичные, но продолжают обновляться. Это позволяет снижать издержки, а значит, и выигрывать конкуренцию. Казалось бы, вот она, золотая жила для страны, но… еще недавно мы с удивлением слышали: сахарная отрасль уходит в минус. Да, сейчас ситуация иная, однако нельзя сказать, что так непременно будет и впредь.
Виталий Марковец, генеральный директор Слуцкого сахарорафинадного комбината: «В определенный момент цена на сахар была ниже, чем ожидали белорусские производители. На данный момент цены хорошие, сейчас небольшое снижение, но это связано с началом переработки. Это процесс ежегодный. Традиционно востребована наша продукция в странах ЕАЭС. При определенной конъюнктуре – Ближний Восток и европейские страны, в последние годы особенно Китайская Народная Республика».
Рентабельно сахарное производство или нет – зависит от ситуации на мировом рынке. Если предложения значительно превышают спрос, а урожай в странах-производителях высокий – ценник стремительно идет вниз. Однако в ближайшем будущем сахару сулят весьма сладкие перспективы.
Олег Жидков, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Весь объем экспортного потенциала, который будет формироваться после 1 января, превысит уровень этого года в 2,5 раза! В целом, мы планируем в этом году на 20 тысяч тонн сахара больше заложить на хранение для внутреннего рынка».
Каким бы ни был спрос, дефицита быть не может! Сахар есть и будет, вопрос лишь в том, как быстро новая партия поступит в торговые сети. Но и их взаимодействие с поставщиками должно быть отлажено. На этом еще в прошлом году, в пик сахарного ажиотажа, акцентировал внимание Президент. Тогда пустые полки породили множество слухов, а потому белым золотом многие решились запастись впрок. Хотя и было очевидно, для сахарного дефицита нет никаких предпосылок.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «С чего бы вдруг? Запасы на складах огромные, и переработку начали. И вдруг что-то там обвалилось. Смотрите, мужики, еще раз обвалится – этот обвал будет от торговых сетей до правительства. Я понимаю, если какое-то несчастье и чего-то не хватает. Видите ли, “не успели завезти, логистика подвела”. Это что, в Великобритании? Где водителей не хватает, чтобы топливо завезти на заправку. Поэтому смотрите, чтобы у нас ни по ценообразованию, ни по поставкам в магазины для населения не было перебоев с товарами».
Сахар в нашей стране – это социальный продукт, его цену регулирует государство. Порой диспаритет на внутреннем и внешнем рынках таков, что скупать сахар в Беларусь едут из соседних стран. Из-за этого в апреле производителям пришлось увеличить отпускную стоимость на 60 копеек. Мера вынужденная, ведь главное в такой ситуации – защитить интересы своего потребителя. А в августе Совет Министров еще на полгода продлил лицензирование на вывоз сахара из страны.
Наталья Мельникова, начальник управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «В настоящее время повышенного спроса и ажиотажа на сахар у нас нет! Слаженная работа между торговлей, оптовыми организациями и производителями, они снижают этот спрос, если он искусственно создается населением, и мы буквально в течение нескольких дней ситуацию нормализуем. Население видит, что ситуация стабильна, сахара в стране достаточно».
Кстати, половина сахара, который идет на внутренний рынок, поставляется не в торговые сети, а предприятиям. Потребность в белом золоте растет у производителей хлебобулочной, молочной, консервной и кондитерской отраслей. Давно замечено, сахар – это индикатор пищевой промышленности. Если сладкого песка требуется все больше, значит она развивается.
Андрей Мешков, начальник управления по производству продуктов питания концерна «Белгоспищепром»: «Тенденции за последние время – прирост на 15% ежегодно происходит. В цифрах – порядка 190 тысяч тонн. Четыре года назад было 130 тысяч тонн. Сахарная отрасль сегодня обеспечивает и развитие других смежных отраслей».
Не только эксперты, но даже психологи утверждают – число сладкоежек будет расти, а значит, сахара потребуется все больше. Он вырабатывает гормон счастья. Именно сахар – главный антикризисный продукт. Неудивительно, что во многих странах ЕС он уже стал дефицитом, а цены на белое золото стремительно растут. Что же касается Беларуси, то у нас оно в ближайшее время дорожать не будет. Свой сахар будет в радость. И по вкусу, и по цене.